08.10.2019

Фестиваль «Россия» закончился триумфом фильма Алексея Федорченко

О фильме, ставшем триумфатором XXX-го открытого фестиваля документального кино "Россия" рассказывает оператор-постановщик Артём Анисимов.
Фестиваль «Россия» закончился триумфом фильма Алексея Федорченко

Гран-при старейшего российского фестиваля документальных фильмов «Россия», проходившего с 1 по 6 октября в Екатеринбурге, получил фильм Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен» о работе Свердловской киностудии в 1990-х годах. Лента также стала обладателем приза кинопрессы с формулировкой «За фантастическую степень свободы и феерическую лёгкость кинематографического высказывания» и приза зрительских симпатий. 

Мы задали несколько вопросов Артёму Анисимову оператору-постановщику «Кино эпохи перемен» и одному из основателей «Первого Кино».

В: Артём, что за работа это была для вас?

А: Ну вообще надо понимать, что для меня лично — это абсолютно семейное кино. Когда всё, о чем рассказывается в фильме происходило, мне было десять лет и я, мальчишкой, бегал по Свердловской киностудии, потому что там работал мой отчим. Я с одной стороны все это видел своими глазами, а с другой — никакого участия в этом принимать еще не мог. 2000 человек, которые тогда были в штате киностудии были уверены, что Алексей Федорченко и еще несколько людей с ними являются виновником того, что с киностудией происходило.

Когда он, спустя годы, мне впервые рассказал эту историю, я сразу посчитал, что это будет блокбастер. И настоял, чтобы мы его снимали как можно быстрее. Мы справились за шесть смен. В современных интерьерах киностудии, которая сейчас больше напоминает недоброй памяти Черкизовский рынок, Федорченко рассказывает абсолютно документальные вещи из времен своей молодости. Поскольку он —прекрасный рассказчик, из всего этого получается настоящий документальный боевик. Это еще при том, что режиссер умалчивает о некоторых красноречивых деталях, например не рассказывает, что вынужден был в те годы возить с собой в машине автомат.

В: Вы назвали фильм блокбастером — полагаете он будет популярным в прокате.

А: Я полагаю что он будет популярным. Во-первых он драматургически получился крайне увлекательным, захватывающим. Во-вторых сама по себе его фактура удивительна. Время, о котором идет речь, мы привыкли вспоминать по картинам типа «Бригада» и «Бандитский Петербург». Но этот же период пришлось жить и работать не только прощелыгам, его же приходилось проживать и интеллигентным молодым творческим людям. Вот как им было противостоять тем, у кого по отношению к студии были бандитские и мародерские интересы. Федорченко, об этом и рассказывает, фактически он изложил в фильме свою частную историю противостояния всякой нечисти.

Сейчас, после премьеры люди подходили со слезами на глазах и рассказывали, что очевидно ошибались в оценках. Тогда они полагали, что руководство киностудии наживало миллиарды на её распродаже. Но на деле все обстояло иначе, об этом Алексей Станиславович и рассказывает. 

Так что фильм интересный. Насчет проката – ничего не скажу, даже не знаю будет ли он. У Федорченко правило не обсуждать коммерческие темы. Все отдается в угоду главному принципу – делать небанальное, оригинальное, ни на что не похожее кино. А кинобизнес, кинорынок, вопросы проката, его, кажется не интересуют вообще.

В: Вы искали какие-то хроники запечатлевшие студию того времени?

А: Фильм построен, в том числе, на материале студийных архивов, не хроники, а по большей части фрагментах фильмов, снятых студией. Мы, уральцы, причастные к кино, все по прежнему очень гордимся этой огромной фабрикой, с ее сотнями работ, своей школой документального кино, поколениями удивительных операторов и мультипликаторов. Так что у нас вышло по сути доброе кино о страсти к кинематографу, влюбленности магию кино. Может быть по этому это стало первым случаем за тридцать лет фестиваля, когда приз кинокритиков, приз зрительских симпатий и гран-при достались одному фильму.