+7 (495) 120 2733
25.11.2019

Художественный директор IDFA рассказал о фокусе фестиваля и «бесстрашном поколении» новичков

Художественный директор IDFA рассказал о фокусе фестиваля и «бесстрашном поколении» новичков

Орва Нирабия (Orwa Nyrabia), художественный директор международного фестиваля документального кино в Амстердаме, побеседовал с изданием Variety. Сирийский режиссер и продюсер поведал о развитии IDFA и документалистики в целом.

Спецпрограмма IDFA 2019 называется «Still Hurts». Ленты, попавшие в эту секцию, рассматривают наследие Второй мировой войны. Фильмы на эту тему выходят часто, однако картин о ее последствиях гораздо меньше. Нирабия задается вопросом: какое место занимает Вторая мировая в нашей жизни сейчас? Для многих, сетует он, она ассоциируется с чем-то вроде супергеройских фильмов Marvel. В следующем году отмечается 75-летие победы над гитлеровской коалицией, и некоторые политики предлагают провести праздник под лозунгом «75 лет свободы», не учитывая опыт стран которые свободными не стали и после мировой войны. Сирийский кинематографист обращает внимание на то, что далеко не все нации вынесли урок из трагедии холокоста. 

«Множество отобранных нами фильмов» - говорит Нирабия, «основаны полностью или почти полностью на архивах, найденных хрониках, любительских кадрах. Интерес к таким находкам сейчас виден и у маститых кинематографистов, и у молодых режиссеров. Многие пытаются осмыслить прошлое, пересматривая кадры, снятые современниками событий. Кажется, это вполне в духе нынешнего исторического момента. В эпоху, когда разрыв между арт-хаусным и коммерческим кино огромен, в эпоху пост-правды, арт-хаус доказывает свою ценность и актуальность».

Нирабия руководит IDFA только с прошлого года. До этого фестивалем в течение 30 лет занималась его основательница, Алли Деркс (Ally Derks), а в 2017-м программу составляла Барбара Фиссер (Barbara Visser). 

Художественный директор IDFA уверен, что у документального кино – благоприятные перспективы. Дебютанты не размениваются на «пробы пера» – а сразу работают масштабно:  «Даже начинающие авторы абсолютно не боятся тяжелых тем и сложных кинематографических структур. Наш зритель видит отлично сбалансированное и выстроенное кино, едва ли замечая, что его сделал новичок в документалистике. Амбиции новых участников очень высоки. Они не пытаются пойти легким путем, потому лишь, что это их первый фильм, всё происходит ровно наоборот. Все они упрямы в своих инструментах и методах самовыражения. Мы видим восход звезд масштабом с Пеннебейкера и Тарковского.  И в этом поколении никто не боится идти до конца. Они не боятся. Это бесстрашное поколение.» 

С приходом Нирабии на IDFA резко увеличилось количество доков, поставленных женщинами. В общей программе IDFA 2019 их 47%, в конкурсной – 64%. Нирабия отметил: женщины стали работать в индустрии плодотворнее, несмотря на массу сложностей. Рекордный процент – не сухая статистика «для галочки». Это действительно сильные документальные работы.

География фестиваля включает 85 стран. В 2019 году подросло представительство государств Африки и Латинской Америки. Впрочем, доля картин из Европы и Северной Америки по-прежнему экстремально высокая, что отражает реалии рынка. Курс на расширение числа стран взял Нирабия. Он же ввел секции «Luminous» и «Frontlight». Особенно интересна программа «Frontlight» – в ней собраны фильмы-расследования, в том числе журналистские.

Критерием хорошего дока Нирабия называет универсальность: такие фильмы смотрят не только современники, но и их дети и внуки. Они актуальны много десятилетий спустя после премьеры.

IDFA продлится до 1 декабря. Это один из крупнейших и важнейших фестивалей документального кино в мире, собирающий более 120 тысяч человек и представляющий публике около двухсот фильмов ежегодно. Церемония награждения победителей состоится 27 ноября в Амстердаме.