+7 (495) 120 2755
31.01.2022

Марина Маныч: «Съемки в «Подельниках» похожи на волшебство и возвращение к корням»

Актриса Марина Маныч сыграла маму главного героя в «Подельниках» Евгения Григорьева. Также она известна по ролям в фильмах «Паркет» Александра Миндадзе, «Лето» Кирилла Серебренникова, «Екатерина Великая» с Хелен Миррен в роли Екатерины II и «Первый снег» Натальи Кончаловской. 
Марина Маныч: «Съемки в «Подельниках» похожи на волшебство и возвращение к корням»

Путь актрисы Марины Маныч в кино был не прост. Ее долгое время не приглашали на кастинги и в какой-то момент у актрисы возникло желание уйти из актерской профессии. Марина поделилась с нами секретами актерского мастерства, обретении веры в себя и о том, как она учила Хелен Миррен грузинскому языку.

  - Расскажите о вашей роли в «Подельниках».

  - Я попала на пробы благодаря кастинг-директору Владимиру Голову. Он собрал весь актерский ансамбль второго плана и массовых сцен.
  Мне прислали сценарий и вызвали на пробы на главную женскую роль. Я попробовалась с Семеном Серзиным, потом на пробы пришел Юра Борисов и я попробовалась с ним. Но Юре 29 лет, а мне уже 39 лет, поэтому, я прекрасно понимала, что этот проект уйдет от меня. Я переболела, пострадала чуть-чуть из-за этого, но тут вдруг мне позвонили, спросили мою занятость и предложили роль мамы главного героя – мальчика Ильи.
Я перечитала сценарий «Подельников» еще раз, пришла на примерку к костюмерам, на примерку грима и потом уже начались съемки фильма.

138A9303.JPG

  - Вы раньше работали в экспедиции?

  - Да, я снималась в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова о Майке Науменко и Викторе Цое, съемки проходили в Санкт-Петербурге. Там как раз я и познакомилась с Евгением Григорьевым, который выступил там в качестве актера – играл кинооператора. Но так далеко как Кын я еще не ездила на съемки, в основном это были Петербург и Москва.
6f232ec6-9942-4e1a-b4f8-308194ca774c.jpg
к/ф «Лето», режиссер Кирилл Серебренников
 
Сама я выросла в Грузии, объездила весь Кавказ и Закавказье, поэтому путешествовать для меня несложно. Но я никогда не была на таком морозе. Я – южный человек, выросла на море, и когда я узнала, что мы поедем в Кын на Чусовую – это был восторг! Новый жизненный опыт!

  - Как вам работалось в условиях мороза?

  - Мне повезло, потому что перед моим приездом продюсер Ольга Ерофеева-Муравьева предупредила о морозе и писала: «Марина, здесь минус сорок», «Марина здесь минус тридцать пять». Я очень боюсь холода. Когда я приехала в Москву учиться в театральный институт, я думала: «Боже, ну когда же уже закончится этот холод!». А когда я приехала в Кын, там надо было бегать от одного места съемки к другому, а это километров пять. К счастью, в те дни, когда были мои сцены, было минус восемнадцать – я даже и не заметила мороз! При минус сорок это было бы тяжело. Это был первый съемочный день, был ажиотаж и вливание в съемочный процесс, так что все прошло замечательно.
Была проблема съемки первой сцены, когда мы с Костей идем вдоль реки, у нас маленький сын на санках. Поскольку съемка была около воды, мороз ощущался сильнее, чем он был на самом деле.

138A9391.JPG

к/ф «Подельники», режиссер Евгений Григорьев


  У меня трудностей с морозом не было, но были эмоциональные сложности: у меня были эмоциональные сцены на съемках похорон и поминок. Я по роли плакала два дня, это было сильно. Я помню разогрев к сцене, когда начались похороны – надо было себя настраивать на убитую горем жену. А потом по сценарию мы пришли в мой дом, я уже не останавливаясь плакала. Ко мне подходили гримеры и спрашивали: «Тебе нужны искусственные слезы?». Я говорила: «Нет, мне ничего не надо». Ребята ушли на обед, а я подошла к Жене и сказала, что останусь дома, мне это нужно для роли. И я ходила по этому прекрасному дому, смотрела на Костин портрет с куском хлеба и стопкой. Я себя не накручивала, но окунулась в эту атмосферу и уже после съемок этих сцен я выдохнула. Хотя опухшие глаза у меня еще были какое-то время. Я никогда не могла представить, что у человека столько внутренних возможностей и столько воды для слез!
  Вышла я из этого состояния просто, как по щелчку. Это моя работа, мое призвание. И этим она мне и нравится, что я могу пережить и прожить много жизней.

  - Вы были в экспедиции весь съемочный период?

  - Постоянно там жили только Лиза Янковская и Юра Борисов – они большие молодцы! Для меня много значит, когда актер полностью погружается в атмосферу. Юра настолько стал местным жителем, что его нельзя было отличить от жителей Кына. Я тоже в костюме и гриме ходила в магазин, покупала продукты. Это было мое течение жизни здесь и сейчас. Но я туда приезжала наездами. Самое долгое я провела в Кыну неделю. У меня там случился день рождения, съемочная группа мне подарила прекрасный подарок – экскурсию на снегоходе. Мы с гидом прокатились по Кыну, горам, по замерзшей реке Чусовой, даже заехали к диким кабанам – огромным монстрам. Я была в восторге! У меня всегда была мечта отпраздновать день рождения на съемочной площадке.
 
   - Вы раньше работали на картинах с языческой темой?

  - Нет, никогда. Странно об этом говорить, но эти съемки были похожи на волшебство и возвращение к корням. Я потом узнала, что мою прабабушку когда раскулачили, то отправили в ссылку жить в пятидесяти километрах от Кына. Я в Кыну очень много снимала фотографий и видео: природу, архитектуру. Там есть церковь Строгановых; когда снимали сцену Масленицы и у меня был выходной, я зашла в церковь, которая оказалась совершенно пустой и открытой. Я ее всю исследовала, поднялась до колокольни и нашла тайную комнату, где были старинные артефакты: шрапнель 1812 года, лапти, прялка. А ведь люди тех времен трогали эти вещи, использовали в быту и это соприкосновение с прошлым меня поразило.

Там нетронутая людская чистота, ты туда окунаешься и живешь обычной, нормальной жизнью без тех проблем, которые нам навязывают соцсети и СМИ. В Кыну люди живут и рады, что у них есть клуб, который развивает детей, воспитывает любовь к музыке, к этническим пермским мотивам.
В связи с этим я хочу отметить, что Женя Григорьев не просто снимает кино, но и занимается просвещением нового поколения, поднимает Свердловскую киностудию. Ребята при киностудии учатся бесплатно, они приобретут навык и пойдут работать в кино кинооператором, художником, гримером – это очень здорово! Женя в этом смысле большой молодец.

  - Какая у вас любимая роль в кино?

  - Моя первая работа в кино, которая открыла мне дорогу в профессию – это картина «Паркет» Александра Анатольевича Миндадзе. Встреча с этим режиссером и человеком изменила мою актерскую и человеческую судьбу. Александр Анатольевич сказал мне много важных слов, когда я думала уйти из профессии из-за того, что меня нигде не снимали. После «Паркета» меня стали приглашать на полнометражные картины и я работаю с хорошими режиссерами.

 
D3jtYngW4AgXhK-.jpg

к/ф «Паркет», режиссер Александр Миндадзе

  И все же самая сложная психологически роль была в «Подельниках». Там есть сцена, когда я разговариваю по телефону с учительницей, а Ярослав смотрит в бинокль на меня. Я ему говорю на немецком: «Дорогой, идем ужинать». И эта сцена у меня не получалась. Там нужна была особая интонация, которая мне не давалась. Мы пробовали эту сцену по-разному, Евгений Григорьев на самом деле очень жесткий, но справедливый режиссер на площадке. Иногда смотришь на Женю как собачка и думаешь: «Пожалуйста, скажи, что получилось хорошо!». Но он никогда не скажет. Но я думаю, что это было и лучше в тот момент, он знает, как работать с актером. Он знает, что со мной нужно быть строгим, он боялся, что я расслаблюсь.

138A9339.JPG

к/ф «Подельники», режиссер Евгений Григорьев  

  - Вы к себе строги в работе, или вам лучше иметь какой-то стимул извне?

  - В актерской профессии нужна самодисциплина. Когда я обретаю друзей на съемочной площадке и атмосфера располагает, я могу начать веселиться, перестать быть требовательной к себе. Потому что все друг друга любят, это замечательно. Но это работа, а не веселое времяпровождение и к сорока годам я это поняла.

  - Где вам больше нравится играть: в кино или в театре?

  - Я сейчас разочаровалась в театре. Мне всегда было сложно в репертуарном театре. После выпуска из Института Русского Театра я сразу попала в ЦДР – Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина еще когда Алексей Николаевич был жив и он меня вел. После его смерти театр развалился и я всегда посматривала в сторону репертуарного театра. И с кем бы ни разговаривала, они мне говорили: «Марина, ты не выдержишь». Потому, что там очень сильная конкуренция, а я человек мягкий, я никогда никому ничего не доказываю. А сейчас я не очень понимаю, где мне было бы комфортно, чтобы раскрыться и себя отдавать. Наша профессия – это все-таки отдавать людям все, что мы имеем. Актер – это такой же человек, просто проводник информации. Важно не забывать об этом.

  В «Подельниках» для меня было очень важно показать обычное течение жизни, что мы все равны и с нами в любой момент может случиться все что угодно. Сцена поминок очень показательна, в которой все люди знают, кто убил мужа моей героини и получается, что они все – подельники. И как сложно ей поднять глаза на этих людей, возмутиться, как они смогли прийти в этот дом, говорить слова памяти, а преступник ходит на свободе.

  - Вы бы стали в жизни бороться за восстановление справедливости?

  - Люди делятся на разные категории. У кого-то есть внутренние силы бороться, у кого-то нет или просто генетический страх останавливает. Я из тех людей, кто будет добиваться правды. Часто такие люди остаются ни с чем, к сожалению. Или становятся героями. Но это очень сложная дорога. И потом, у каждого своя правда, так что не всегда все однозначно.

  - Вы бы согласились сняться в рекламе?

  - Сложный вопрос. Я бы, наверное, снялась в рекламе, только если эти деньги понадобились кому-то. Сейчас много благотворительных фондов и эти деньги могли бы кому-то помочь. Хотя я и не представляю себя на баннере или в рекламе банка, например.
  У меня вообще с профессией очень странные отношения: никто долго не понимал и не принимал мою внешность. Этой весной у меня еще выйдет дебют Натальи Кончаловской, фильм «Первый снег». Мне было поразительно, почему Наташа меня позвала и в меня поверила. Я там в неожиданном для себя амплуа – играю строгую бизнес-вумен, у которой на первом месте работа, а потом ребенок, которую сыграла Анка Пересильд.

  - Новое амплуа – это, наверное, интересно в плане профессии?

  - Да, пока так получается, что у меня все роли в фильмах разные. К счастью, такого нет: что я как вышла страдать (я кстати, «страдательная» актриса), так во всех фильмах и страдаю. Я очень благодарна Евгению Григорьеву, что он взял малознакомую актрису на такую роль. Я еще безумно благодарна, что познакомилась с актером Костей Балакиревым, хотя у нас в «Подельниках» всего одна совместная сцена. Сейчас расскажу, почему.

  Когда запускался фильм «Дылда» Кантемира Балагова, я сходила на пробы, прочитала монолог Светланы Алексиевич, который он давал всем актрисам. Прочитав сценарий, мне очень понравилась роль. Там есть солдат, которого потом сыграл Костя Балакирев, прикованный к кровати. К нему приезжает жена из деревни, которую он просит сделать эвтаназию. Мне понравилась роль этой деревенской женщины, но Кантемир утвердил другую актрису, а мне сказал, чтобы я выбрала эпизодическую роль в «Дылде». Я выбрала роль, а в это же время меня утвердили на английский сериал производства HBO о Екатерине Великой с Хелен Миррен в главной роли. Меня утвердили на роль фрейлины императрицы. Съемочные дни совпадали с «Дылдами» и пришлось выбирать. Я, конечно, понимала, что вряд ли мне когда еще выпадет шанс работать с Хелен Мирен и режиссером Филипом Мартином, который снимал серии «Короны», поэтому я выбрала съемки в сериале «Екатерина Великая».

b4e80b9e-02c5-454d-98db-04d3383a0559.jpg

Сериал "Екатерина Великая", режиссер Филип Мартин

   Но смотрите, круг замкнулся, и все равно в «Подельниках» я сыграла жену Кости Балакирева. Такое забавное совпадение! Мы с Костей подружились, часто ходим на кастинги в одни и те же проекты, нас часто пробуют на роли мужа и жены. Совсем недавно мы ездили к студентам ВГИК мастерской Вадима Абдрашитова пробоваться на роль мужа и жены в короткометражном фильме. У нас даже появились планы совместных спектаклей.

  - Расскажите, пожалуйста, о съемках «Екатерины Великой».

  - Это четырех серийный фильм с Хелен Миррен в роли Екатерины II. Это был удивительный опыт. Там была очень четкая организация съемочного процесса, я увидела больших актеров мирового уровня. Я помню в предпоследний съемочный день мы снимали день рождения Павла. Сидит Екатерина, по бокам ее фавориты; Панин, рядом я – фрейлина. А напротив сидит актер и я думаю: «Какое знакомое лицо». А потом вспомнила, что это актер Рори Киннер из сериала «Страшные сказки» с Евой Грин и Тимоти Далтоном - он там играл Франкенштейна. А еще он снялся в одном из фильмов о Джеймсе Бонде.

  Со мной рядом сидел актер Ричард Роксбург, мы с ним разговорились, слово за слово и он выяснил, что я выросла в Грузии. Он говорит: «О, это хинкали! Я очень люблю грузинскую кухню!». А потом попросил поговорить с ним по-грузински. Есть такая грузинская поговорка, по ее произношению можно определить чистоту речи и иногда шутят над иностранцами, которые не могут выговорить грузинскую речь. Я ему сказала по-грузински: «Лягушка квакает в болоте». Хелен Миррен услышала и говорит: «Что это вы такое говорите?». Я говорю: «Я учу говорить по-грузински». Она: «О, я тоже хочу научиться!». И сейчас я иногда шучу: «Я учила Хелен Миррен грузинскому языку».

d03647aa-ef93-4597-a5a1-e69f44636c86.jpg

Из личного архива Марины Маныч 

  Сначала на площадке русскоязычная часть группы общалась по-русски, потому что второй режиссер была русскоязычная девушка и еще одна актриса, Камилла Боргезани, тоже свободно говорила по-русски. Мы с ней играли приближенных фрейлин императрицы. Режиссер Филип Мартин с нами общался через второго режиссера. Тогда я сказала, что мы тоже говорим по-английски и все понимаем напрямую. Тогда Филипп стал нам ставить задачи сам. Что меня удивило, режиссер нам после каждой сцены говорил: 'It's great! It’s fantastic!’. Хотя мы ничего особого не делали в кадре, но он постоянно делал нам комплименты, как будто мы суперзвезды.

  На площадке все было очень демократично. Хелен ходила в ту же столовую, что и мы. Приходила в халатике, становилась в очередь с подносом, получала еду, садилась. Совершенно никакой звездности! Филип тоже, если видел меня утром – всегда поздоровается, скажет: «О, привет! Ты готова сниматься?». Это было интересно.

  - Ваша семья осталась в Грузии, когда вы переехали в Россию?

  - У меня папа военный, который дослужился из солдата до генерала. Он пограничник, поэтому строил границу между СССР и Турцией. Мы жили в Батуми, потом переехали в Тбилиси. А потом врачи порекомендовали мне уехать с юга, и мы переехали в Москву, где я поступила в театральный институт. А потом папа уехал в Таджикистан на границу с Афганистаном, выводить пограничные войска. Я приезжала к нему туда на Памир – это тоже очень интересное место! Я много где была и поездила, но на таком морозе, как в Кыну никогда не была. Местные жители Пермского края, которые с нами познакомились на съемках до сих пор со мной общаются через соцсети, это так приятно! Эта картина состоялась в том числе благодаря им.

  - Что для актера важно в поиске ролей? Может, вы дадите совет молодым, начинающим актерам?

  - Главное: оставаться честным, самим собой, не пытаться кого-то копировать. Твоя внутренняя правда, твоя харизма в кино очень важна. Важен и богатый внутренний мир, нужно постоянно себя развивать, искать новые грани своего мастерства. Сейчас стали модны завтраки и обеды с кастинг-директорами, встречи, куда зовут даже больших режиссеров. Молодые актеры отдают последние деньги на эти встречи. Я против финансовых манипуляций. Сейчас записывают видеовизитки, за них просят деньги, делаешь фотографии – за них просят деньги. Меня это удивляет. Я люблю фотографировать, у меня это получается и друзья иногда просят их сфотографировать. Я никогда не беру за это деньги. Мне кажется, что если я возьму у кого-то деньги за снятие визитки или за фотосессию, у меня Бог заберет мой талант, мой «глаз».

  Заграницей есть студии, где тебе дают костюм, педагога, с тобой разрабатывают материал, ты платишь, и с тобой делают промо ролики в разных амплуа. Ты еще не снимался в кино, но у тебя уже есть шоурил, который можно показывать. Но по большому счету, никакому кастинг-директору не нужен антураж. Им нужен ты и твоя органика.

  Чем мне нравится подход Евгения Григорьева: он открыт, он создал бесплатные курсы при Свердловской киностудии, создал рабочие места для них, запуская там кинопроекты. Вокруг него всегда много людей, но он не наживается на этом. Он дает шанс ребятам, дает путевку в жизнь. Евгений Григорьев – герой, Артем Анисимов – герой, Оля Ерофеева-Муравьева – героиня!


Беседу вела Ирина Штефанова