+7 (495) 120 2755
25.08.2018

На конференции «Современная Россия» прошел специальный показ фильма «Напротив Левого берега»

Создание брендинга территории, коллекции одежды, документального фильма или серии сувениров — ни один из этих процессов немыслим сегодня без первичного исследования, где на помощь приходят этнография, антропология и семиотика. Тиражированные образы из девяностых, кириллица на футболках и даже появление женского казачества — все это только часть поисков общих культурных кодов и собственной идентичности.
На конференции «Современная Россия» прошел специальный показ фильма «Напротив Левого берега»
Картина «Напротив Левого берега» (режиссер Евгений Григорьев) - это восемь личных историй о том, что составляет идентичность и суть Ростова-на-Дону.

Над фильмом, помимо команды «Код города», работали социологи и антропологи.

Картину на «Стрелке» представляла автор проекта, продюсер «Документального Дома «Первое кино» Анна Селянина.

«Если честно я очень мечтала именно о таком кинопоказе фильма «Напротив Левого берега», - рассказывает Анна. - На Стрелке, летом, с разговорами про идентичность городов. Вся программа 4-го дня конференции, которую фильм и завершал - про стереотипы, культурный код, шаблоны мышления, брендинг территорий. А еще перед фильмом я и Дмитрий Соловьёв (Dmitriy Soloveev) ex- Радость Понимания рассказывали, как мы искали эти самые коды города вместе с нашими сталкерами».



Сама конференция «Современная Россия» объединяет профессионалов-исследователей из разных областей — социологов, биомедиков, маркетологов, аналитиков и специалистов по информационной безопасности. В коротких выступлениях, дискуссиях и показах, специалисты представляют цифры, факты и неожиданные результаты своей работы о стране и повседневности ее жителей.

Они пытаются ответить на вопросы, какие ассоциации возникают у иностранцев, когда они слышат о России? Да что там у иностранцев, у людей, живущих здесь и сейчас, получающих сведения о том или ином городе зачастую только по сводкам криминальных новостей, куцему перечню банальных достопримечательностей, и странному путеводителю, изданному, как правило, местными маркетологами. Но, как выясняется, у огромного числа индивидуумов, горожан, существует не праздный запрос на вопрос: какие мы, костромичи, самарцы, ростовчане? И вообще, кто мы? Дикари, отравляющие себе жизнь вечными вопросами, когда нужно бежать, зарабатывать, не думать? Или те, кто пытается осмыслить, что вокруг?

Благодаря творческой группе фильма “Напротив Левого берега” и сталкерам, погрузившимся сначала на десять дней в обучение киноязыку и кинопроцессу, а затем пытавшимся расшифровать код этого города по сути заново, мы теперь знаем, что Ростов - это не просто жаргонный Папа, а город со своим неповторимым характером, пространством, подворотнями и уникальными людьми. Люди эти разные, но в них есть и идентичность, присущая только тем, кто проживает в этой географической точке.

Отзывы зрителей о фильме “Напротив Левого берега”:

Анна Гудкова - программный директор питчинга "Кинотавр":

- «Напротив Левого берега» - один из самых свежих, оригинальных и ярких проектов в российском кино за последние несколько лет. Живые лица людей, нестандартные и удивительно человечные истории, которые открывают с неожиданной стороны не только горожан, но и саму территорию города – все это безусловное достижение авторов и организаторов проекта «Код города». Мне кажется, такого рода проекты и стоит реализовывать сейчас.

Интерактивное документальное кино, способное стать источником для дальнейших культурологических, социальных и даже, возможно, социально-психологических исследований, очень важно для тех, кто понимает, как устроена современная культура.
Активный зритель, зритель-соучастник, зритель как объект исследования и как его создатель – именно такая аудитория создает современную киноиндустрию. И проект «Код города» обладает огромным образовательным и творческим потенциалом, способным нанести на живую карту новые города, а на карту культуры – новые имена и лица.



Ольга Попова - архитектор, урбанист:

- Город как система поименованных пространств, как пространства смыслов, раскрывается в жизненном сценарии, в основе основ – в сценарии реализации сущего. В данном проекте не идет речь, что есть город или что есть город Ростов-на-Дону. И зрителю не стоит забывать, что город есть система связей целого, где целое не сводится к сумме его частей. Так в кинодокументе речь идет о коде города Ростова-на-Дону и здесь все очень тонко и глубоко передано.

В архитектуре есть такое понятие, что сначала мы проектируем здания, среду, потом среда формирует нас. Фильм звучит как материалы POE (данные оценки после заселения), то есть задокументированные мнения пользователей места. Мы видим «смыслы, которые существуют напротив Левого берега», смыслы определенной локации, которые задают зоны – границы воздействия – образуют некие пространства.

Данный материал подан с урбанистической точностью, как анализ социального паспорта, как расшифровка кода городского пространства. Так для рассказа о городе архитектору, например, после снятия и фиксации зон влияния и пересечения карт реализации данных смыслов, необходимо было вновь сшить всю картину в общую структуру взаимодействий системы, чтобы получить атлас, на основе которого возможно составление vision book masterplan.

Данный материал позволяет профессионалу увидеть город как пространство диалога и его отсутствия, через людей, находящихся в диалоге и выпадающих из него. То есть данный документ является, несомненно, действующим инструментом взаимодействия интердисциплинарных команд-проектов городских трансформаций. Для городских исследователей особенно интересна содержательная часть, отражающая вполне зафиксированный уровень качества архитектурного пространства с точки зрения пользователя. Модель города через его стейкхолдеров, где сценарии, через которые он, стейкхолдер, реализует себя и есть код города. То есть очевидными становятся те возможности реализации, через которые город представляет, как относится к человеческому капиталу, ведет ли борьбу за креативный класс, как видит себя.

Авторы подняли интереснейшие слои города. Через обнаружение сценариев и историй жизни горожан очевидными становятся барьеры пространства, ограничения, но также возможности и потенциалы.

Это материал уникальный для работы городского архитектора, урбаниста. Так как зафиксирован слепок социального пространства, переведен в материю, доступную для обработки, считывания, понимания, анализа, переживания.
Данный кинодокумент является, безусловно, ценным, особенно в части методологическо-инструментальной составляющей взаимодействия в трансдисциплинарных проектах расшифровки и анализа городской структуры.


Денис Гуцко - писатель, лауреат премии "Букер":

 - Это не категория "очень мило", это высочайший уровень документального кино. Это настолько искренне и талантливо рассказанные истории о Ростове и ростовчанах, что это уже не про Ростов. Это уже про человека - про человека в социуме, в большом городе и наедине с собой, про человека, побеждающего рутину и предающего мечту, про отчаяние и кураж, про всё то, из чего мы лепим свои жизни здесь и сейчас, напротив левого берега.

Это та документалистика, которая не для донесения некой информации - это искусство, которое проникает, пронимает и прибавляет. У творческой команды, сделавшей этот фильм, всё в порядке и со вкусом, и с иронией, и с чувством ритма. Лента не обрывает контакт со зрителем ни на одну секунду. Одним словом, кто не видел - не пропустите.

Катя Русакович - киновед:

- Получилась городская симфония а-ля Руттманн, Ивенс, Ханстра и т.д., с единственным отличием, что на переднем плане не город, а человек, который, собственно, и создает эту городскую симфонию. И это здорово, потому что все герои по-своему потрясающие, даже те, что идут фоном. Они настолько естественные и живые, что умудряются не терять эти качества, даже когда позируют. Для меня за всеми этими частными историями находится собирательный образ – не героя нашего времени, потому что героем сегодня некогда быть, – а современника. Это человек, который вне зависимости от возраста, социального статуса, вероисповедания и т.д. находится в растерянности. И ему в одиночку приходится искать способы борьбы со своим недугом.

Это кино ставит перед нами два важных вопроса: кто ты и откуда ты, без ответа на которые невозможно двигаться дальше. А ведь нам всем так хочется вперед. И речь не только о конкретных участниках лаборатории, которые находятся в поиске ответов, но и о нации в целом. Я так и не смогла решить, какая из историй мне понравилась больше всего, поскольку это часто зависит от идентификации себя с историей или героем. Весь фильм, как в зеркало.


 Владимир Козлов - главный редактор журнала "Эксперт-Юг":

- Фильм вывел разговор об идентичности Ростова на совершенно новый уровень. Авторы совершенно верно уловили колорит местных лиц, сочетающих маргинальность, достоинство, философичность и чувство юмора. Для меня важно было то, что команда копала истории до тех пор, пока не докапывалась до их красоты. Именно это и задает уровень на самом деле.

Мирослава Левицкая - психолог:

- Волшебный, очень эмоциональный фильм. Зал то хохотал и аплодировал, то как будто звенел от напряжения и глубины переживаний. Улочки, родные с детства, знакомые лица на экране, наш донской говор, наши истории... Это правда мы. Ростовчане. Без масок и прикрас.

Мария Кутьина - продюсер Института "Стрелка":

- Абсолютное удовольствие от фильма и выше всяких ожиданий!

Талантливо, красиво, так иронично, легко и одновременно тонко и глубоко.

Восхищение командой, ребятами, идеей, трудом. И Ростов-на-Дону - любовь невозможная, конечно.

Смело смотрите. Будет хорошо! 

Трейлер к фильму «Напротив Левого берега»