+7 (495) 120 2755
06.09.2022

Ольга Ерофеева-Муравьева: «Продюсер должен быть влюблен в свои фильмы, иначе ничего не получится»

Продюсер и Генеральный директор кинокомпании «Первое Кино» поделилась секретом успешного фильма и рассказала о проблемах современного кинопроизводства и кинопроката.
Ольга Ерофеева-Муравьева: «Продюсер должен быть влюблен в свои фильмы, иначе ничего не получится»

- Когда ты первый раз услышала о кинокомпании «Первое Кино»?

- О ней я впервые услышала в 2008 году, когда я работала на картине Андрея Кончаловского «Битва за Украину». К нам пришёл Евгений Григорьев в качестве режиссера фильма Андрея Сергеевича, тогда я и узнала о существовании компании «Первое Кино».

Мы работали на полнометражном неигровом фильме «Битва за Украину», который в итоге стал двухсерийным. Это фильм о геополитике, который достаточно внятно рассказывает о том, почему происходят сегодняшние события. Я на картине была единственным административным звеном, а Женя был режиссером.

- Как вышло, что ты стала совладельцем кинокомпании?

- В 2019 году мы Женей стали готовить фильм «Подельники». Потом, через год, мы случайно оказались вместе на Берлинском кинофестивале, он участвовал в Лаборатории Талантов Берлинале, а я работала на кинорынке как продюсер. У нас была возможность провести несколько обедов вместе, и, обсудив наши планы, мы обнаружили единую систему творческих координат. Тогда стало очевидно, что мы можем усилить друг друга и через несколько месяцев Женя предложил вместе войти в бизнес совладельцем.

На самом деле по возвращению мы провели еще несколько встреч, где подробно обговорили для чего и зачем мы работаем в этом не простом бизнесе и куда планируем прийти в итоге и когда поняли, что наши пути сходится, решили объединить усилия.

rzmS6jJTTe4.jpg

Ольга Ерофеева-Муравьева и Евгений Григорьев


- В чём заключается твоя роль в «Первом Кино»?

- Сначала нас в команде было трое: еще был Генеральный директор, я занималась исключительно продюсерской деятельностью - искала проекты и деньги на них. Контролировала работу всех производственных цехов. Но в какой-то момент у нас ушел Генеральный директор, мне пришлось им стать, и я стала заниматься еще и административной деятельностью компании.

- Как получилось, что вы с Евгением Григорьевым попали и в руководство Свердловской киностудии?

- Спустя год после того, как мы счастливо работали в «Первом Кино», Жене сделали предложение возглавить Свердловскую киностудию. Он тогда сказал, что сам не сможет руководить, потому что киностудия – это не только съемки, это и имущественный фонд, и образовательная деятельность. Он предложил кандидатуру Виктора Шадрина, который имеет обширный управленческий опыт и живет в Екатеринбурге, а Виктор в свою очередь, позвал команду нас. С того времени у нас и там появилось много проектов, в том числе Школа кино Свердловской киностудии, плюс мы запустили международный кинофестиваль дебютов «Одна шестая» в Екатеринбурге.

2022.08.12_1_6_first_0361.jpg

Евгений Григорьев, Виктор Шадрин и Ольга Ерофеева-Муравьева


- С началом самостоятельной работы в «Первом Кино» какие ожидания оправдались, какие – нет?

- Независимое производство возможно только при независимом финансировании. На «Подельниках» наш инвестор, к счастью, не вмешивался в творчество, и мы сами решали, как и что делать. Если ты имеешь дело с хорошим материалом и с талантливыми людьми, то не важно, какой у тебя источник бюджета. Главное ожидание – снимать классные фильмы – конечно оправдалось. Мне нравятся все наши работы, которые мы успели снять за это время. Для меня оказалось тяжелой работа генерального директора – совмещать продюсирование и администрирование компании оказалось сложной задачей. С учетом нашего роста совмещать это становится все труднее.

- Что ты скажешь по поводу проката «Подельников»? Фильм вышел в беспрецедентное время.

- Кинотеатры закрываются, но прокат как-то идет. Что будет с ним – никто не знает. «Подельники» вышли в непростое время, в кинотеатрах фильм прокатался не очень хорошо несмотря на то, что сейчас мы на платформе START вошли в десятку рейтинга самых просматриваемых фильмов и сериалов и даже оказались там единственным полнометражным фильмом.

- Как ты думаешь, что пошло не так?

- Ошибка была в том, что его позиционировали как триллер. Конечно, это не триллер, а драма. Второе, это то, что он был расписан по кинотеатрам, зрители которых – не целевая аудитория этого фильма. Тут нужен был более индивидуальный подход, поскольку фильм авторский.

- Над какими проектами вы сейчас работаете?

- Сейчас у нас очередной полнометражный игровой фильм «Сломя голову» на Свердловской киностудии. Мы хотим его переименовать, но пока не утвердили новое название. В сентябре должны начаться съемки. Подготовка сейчас идет полным ходом, съемочная группа уже выехала в Екатеринбург. Весь второй состав нам удалось набрать в Екатеринбурге, на проекте работают выпускники нашей «Школы кино» и даже мои собственные ученики. Мы доделываем документальный сериал «Дедline» для KION, который должен выйти уже в начале октября, а также, документальный сериал «Белые вороны». Запустили полнометражный документальный фильм «Звери. После успеха». Так же есть ряд проектов на Свердловской киностудии.

2022.08.12_1_6_first_0405.jpg

Ольга Ерофеева-Муравьева и продюсер «Белые вороны» Екатерина Игнатенко


- Какая твоя роль будет на съемках проектов Свердловской киностудии?

- Мне очень нравится стиль работы творческих объединений при киностудиях, как это было в советское время. Я как продюсер не могу полноценно заниматься десятком проектов, которые у нас сейчас имеются. Я хочу, чтобы на каждом проекте был бы свой продюсер, который этот проект бы вёл, а я бы занималась поиском новых проектов и их финансированием. Даже один небольшой документальный проект занимает время и интеллект. В Екатеринбурге есть несколько кандидатов на позицию продюсеров документальных фильмов, чтобы вырастить полноценного продюсера нужно потратить годы.

- Над какими проектами тебе интереснее работать: сериалами, фильмами, авторское кино, коммерческое?

- Интересно работать на авторском кино, потому что там есть возможность донести высказывание до людей. Зрительское кино мне тоже очень нравится, я бы, честно говоря, совместила оба этих направления.

Игровые сериалы снимать, можно сказать, развлечение – это сложный пазл, который интересно собирать. Неигровые сериалы снимать очень трудно, так как слишком много неизвестных. Мы снимаем прямой док, который сложно прогнозируется, появляются события, которых в планах не было, это может развернуть историю и сборка таких серий как правило довольно сложная и объемная работа. Сейчас мы приступили ко второму неигровому сериалу и трепещем от фронта грядущих работ, учитывая сжатые сроки.

CK8R8583.JPG

- Было ли бы проще набрать по продюсеру на каждый проект, чтобы ты их курировала?

- Так тоже не получится. Ты не можешь просто назначить продюсера. Продюсер – это человек, который хочет продвигать именно эту конкретную историю, он должен гореть замыслом этого фильма. Продюсер должен быть влюблен в свои фильмы, иначе ничего не получится. Когда я делала фильм «Подельники», я была абсолютно влюблена в него и была убеждена, что это самый-самый лучший фильм на свете. И режиссер был влюблен в этот фильм. Мы так чувствовали и делали все возможное для этого замысла, поэтому фильм и получился.

- Ты принимаешь участие в кастингах, в утверждении актера на роль?

- Я принимаю, но иногда бывает, что с режиссером схлестнешься относительно той или иной кандидатуры. Тут надо разделять, что за продукт ты делаешь – авторский фильм или коммерческую историю – в разных ситуациях на уступки приходится кому-то идти.

- Как думаешь, какие перспективы у современного отечественного кино?

- Сейчас перспективы туманные, я думаю, будут урезать производственные бюджеты. На мой взгляд, сейчас производят много контента для того, чтобы что-то произвести и забить эфир. Но это не всегда что-то высокохудожественное.

- Думаешь, кинопроката не будет, все уйдут на платформы?

Я не думаю, что все уйдут на платформы, я думаю зрители будут продолжать ходить в кинотеатры, потому что это форма досуга. С инфляцией покупательская способность населения падает, да и с уходом из кинопроката западных фильмов в кино стало ходить меньше людей. Хотя сейчас довольно много и иностранных фильмов в прокате, на сколько они легально достаются кинотеатрам, сказать не могу. Кстати, после «Подельников», в последнее время вышли много достойных, классных отечественных релизов.

- Как ты считаешь, раз наш кинематограф пережил 90-е, есть ли надежда, что переживем и этот кризис?

- Конечно! Я считаю своих соотечественников талантливыми и сильными людьми, мы со всем справимся. Я стопроцентный оптимист. Всегда нужно верить в лучшее, и тогда оно придет.


Беседу вела Ирина Штефанова