Открывается кинофестиваль «Сандэнс». Масштаб события в цифрах и фактах.
Статистику фестиваль публикует обычно после закрытия, однако кое-какие выводы, основываясь на изучении медиа, можно сделать уже сейчас. В 2019 году оргкомитет фестиваля получил 14 259 заявок от кинематографистов – это абсолютный рекорд. Большинство из них - короткометражки - их почти десять тысяч (если точнее - 9,443, 4,720 из США и 4,723 из остального мира). В программу фестивальных показов из них вошло 73 фильма.
Полнометражных фильмов, желавших поучаствовать, набралось 4018 (1767 из США и 2251 из остального мира), из них программный директор Ким Ютани выбрала 112 картин, что приблизительно на десяток наименований меньше, чем в прошлые годы. 40 картин из этого количества – документальные.
На «Сандэнсе» традиционно много премьер: 102 картины из отобранных к показу в этом году – мировые премьеры. Впервые будут показаны 13 документальных лент, их полный список вы найдете на IMDb. Среди них – уже упоминавшийся нами фильм Алекса Гибни о “высокотехнологичном” мошенничестве бизнесвумен Элизабет Холмс, «Untouchable» Урсулы Макфарлейн о голливудском продюсере Харви Вайнштейне и «Love, Antosha» о безвременно ушедшем американском актере русского происхождения Антоне Ельчине.
Документальные программы «Сандэнса» остаются очень сильными. Общее количество демонстрирующихся неигровых полнометражных лент изменяется незначительно (в 2015 году в программе их было 45, в 2016 – 46, в 2017 – снова 46, в 2018 – 47), причем среди доков, чьи премьеры прошли на фестивале в прошлом году – такие хиты американского проката 2018 как “Won’t You Be My Neighbor?” (26 млн. долларов в прокате) и “RBG” (14 млн. долларов в прокате). Фестиваль по прежнему остается одним из основных кинорынков, где независимые команды и студии встречаются с мейджорами проката, а с недавних пор и стриминговыми сетями.
Последние несколько лет фестиваль также проводит секции сериалов (в прошлом году в программу вошел 21 сериал, 12 сериалов показывается в этом) и фильмов для виртуальной реальности (в прошлом году – 17 проектов, в этом – уже 32). Для программы "Новая граница" (New Frontier), где представлены фильмы снятые с использованием инновационных технологий, фильмы для VR, AR, и выставочные проекты, в этом году фестиваль открыл две новые площадки.
Кстати, в этой же программе представит фильм и единственный российский участник фестиваля – режиссер Виктор Косаковский. Его фильм о льде и воде "Акварель" снят в уникальном формате, со скоростью 96 кадров в секунду. Премьерный показ фильма состоялся в 2018 году на Венецианском кинофестивале, фильм был показан в декабре на "Артдокфесте". Но на оборудовании позволяющем демонстрировать киноленту именно со скоростью 96 кадров в секунду, показать, по словам режиссера, "каждую каплю в отдельности, а не их поток", картина будет впервые показана на "Санденс".
В прошлом году на «Сандэнс» зафиксировали рекорд посещаемости – 125 тыс. человек, причем только 11,8% из них причастны к киноиндустрии. Фестиваль принес штату Юта совокупный доход в $191,6 млн. В 2017-м аудитория фестиваля составила 71 тыс., денежный эффект – $151,5 млн.
Санденс впервые был проведен в 1985 году. На фестивале представляли свои ленты такие режиссеры как Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Такеши Китано, Кристофер Нолан, Стивен Содерберг и Вуди Аллен. Фестиваль открыл миру «Бешеных псов» Квентина Тарантино, «Клерков» Кевина Смита, «Хронос» Гильермо дель Торо, «Бродяг» Вина Дизеля и «Пилу» Джеймса Вана. Уже много лет «Сандэнс» воспринимается как международный кинорынок, где дистрибьюторы приобретают права на прокат картин по миру.
Трейлер фильма Виктора Косаковского "Акварель", участвующий в фестивале, в программе инновационных проектов New Frontier