Режиссер Алена Корчагина рассказала о проекте «Атом рядом»
В 2020 году, в честь 75-летия корпорации Росатом проект «Атом рядом» объявил конкурс на участие в съемках мини-фильмов о мирном атоме. Принять участие могли все желающие. Получилось двадцать пять короткометражных научно-популярных фильмов, производства «Первое Кино». Креативным продюсером проекта и автором одной из новелл выступил Евгений Григорьев. Генеральным продюсером - Ольга Ерофеева-Муравьева, Исполнительным продюсером - Наталья Фролова.
Режиссер пяти новелл Алена Корчагина вспомнила, как проходили съемки.
- Как вы попали на проект «Атом рядом»?
- Меня Ольга Ерофеева-Муравьева позвала. Мы обе из Петербурга и были уже знакомы. И с Евгением Григорьевым я тоже уже была знакома до этого проекта, но работали мы вместе впервые.
- Вам предложили сделать одну новеллу?
- Мне предложили снять сразу пять фильмов. Мы поехали в экспедиции на две недели: город, переезд, город, переезд.
- Вы раньше были в этих городах?
- Нет, я побывала там впервые. Больше всего на меня произвела впечатление атомная станция, где производят калифорний. Там были «чистые» и «грязные» зоны. Мы там были полностью в костюмах, даже наши камеры и оборудование было обернуто специальной защитой. Мы шутили, что камеры нам потом не отдадут, если мы вдруг что-то испачкаем. Нас предупреждали, что это «грязная» зона и мы очень боялись за аппаратуру. У нас один раз кабель по земле волочился – мы боялись, что его проверят дозиметрами, отберут и закопают.
На входе мы сдали телефоны. Там ни к чему нельзя прислоняться и это была достаточно тяжелая смена – мы снимали десять часов. Но это было очень интересно.
А в Чите урановые рудники были далеко от города: мы ехали шесть часов туда на вахтовом грузовике. Он жутко неудобный и нормальной дороги нет. Вот представляете, какая там была тряска! Поэтому у нас оставалось всего пять часов на съемку, и потом снова шесть часов обратно. Поэтому возможно мы даже не сняли все, что хотелось бы снять именно потому, что нам не хватило времени. Туда ведь ничего больше не ходит кроме этих вахтовых машин. Этот объект в Чите мы сняли за один день. Все остальные объекты мы снимали по два дня.
- Вы перед поездкой готовились, читали о местах съемок?
- Конечно. У нас были сценарии, и плюс к этому мы читали, что нас там ждет. Перед каждой поездкой нам проводили инструктажи, нам все рассказывали, инструктировали технику безопасности.
- Вам удалось посмотреть туристические достопримечательности?
- Когда мы снимали в Сарове, у нас было много съемок города – поэтому город посмотреть удалось. А остальные места нет. Мы приезжали и снимали объекты. Это были научно-популярные фильмы, поэтому снимать нужно было как можно больше.
- А как буддийский храм попал в фильм?
- В Чите на второй день мы снимали не урановый рудник, а Дацан. Он уже был прописан в сценарии. Туда тоже очень далеко ехать, но там очень красиво. Это действующий храм. Мы сняли в фильме два храма: один – место силы, где снимали героиню с телефоном, а второй – Дацан.
- Вы раньше работали в документальном кино?
- Нет, это Евгений Григорьев дал мне такой шанс поработать в неигровом кино. Я всегда хотела поработать в документальном кино. По образованию я режиссер игрового и документального кино.
- В вашем Инстаграм видно, что вы много работаете с заслуженными актерами?
- Они очень милые, адекватные люди. Как раз те, кто уже чего-то достиг в профессии, капризничают меньше всего. Они очень четко выполняют задачу, ответственные, всегда со знанием текста и дела выходят на площадку.
Больше проблем с молодыми актерами. Они капризные в производстве: то не хочу, это не буду.
- А как вам работается с животными?
- С животными - это отдельная история, примерно как с детьми, считается одна из самых сложных в кино. Работа с ними - это удача, множество дублей и какие-то ухищрения. Когда в кадре должна спать овечка - я не ненавидела сценаристов за эту строчку в сценарии. Нам пришлось овечку связывать, включать режим пятьдесят кадров, чтобы она так часто не дышала, потому что у овечки от стресса случился чуть не сердечный приступ от того, что мы ее связали. Такие животные как собаки, по крайней мере, дрессированные и могут выполнять команды, с ними проще на площадке. А овцы, козы, свиньи, коровы – это сложно.
- В каком жанре вам нравится работать?
- Мне все жанры интересны. Сейчас я снимаю комедию. Я даже документальный фильм «Дорогой калифорний» сняла в жанре комедии.
- Как вам работалось с непрофессиональными актерами-героями фильмов?
- Нам дали возможность выбрать героев, я выбрала тех, кто мне наиболее близок, у кого было с речью меньше проблем. Тем не менее, у меня было три героя переозвучены профессиональными актерами. Герой из Читы, который рассказывает о месторождении урана переозвучен. И мальчик, который про ПЭТ КТ рассказывал тоже переозвучен профессиональным актером, потому что он некинематографично говорил, я даже психовала на площадке из-за этого. Но видите, озвучание – великая вещь и в результате все смотрится достойно.
- Монах в фильме «Легенда о Доржо» настоящий?
- Нет, это актер местного театра. Его я кстати, тоже переозвучила, потому что он все время забывал текст. В кино он снимался второй раз в жизни, ему было тяжело в этом плане.
- Операторы-постановщики у вас были разные?
- Нет, на всех фильмах у меня был один прекрасный оператор – Артем Анисимов. Это оператор Евгения Григорьева, мы с ним работали до этого на сериале «Ивановы-Ивановы» - я была на втором юните.