+7 (495) 120 2733
КУЛЬТУРНАЯ НАВИГАЦИЯ
25.08.2019

Магия киносоциализации - как попасть на Berlinale Talents и преуспеть

С двадцатого февраля по первое марта 2020 года пройдет юбилейный, семидесятый Берлинский Международный Кинофестиваль, более известный как Берлинале. Мероприятие ежегодно привлекает огромное внимание прессы и кинобизнеса. Помимо собственно фестивальной программы в это же время в Берлине проходит и масса сопутствующих мероприятий питчинги, кинорынки, деловые ужины и обучающие курсы.

Одно из наиболее заметных событий — образовательный интенсив Berlinale Talents. Сюда ежегодно приезжают приглашенные организаторами 250 молодых деятелей кино со всего мира. В рамках лекций, семинаров и мастерских они обмениваются опытом, приобретают важные навыки и связи, которые помогают их карьере долгие годы. Каждый из тех, кто поучаствовал в этом форуме талантов вспоминает о нем, как о творческом и деловом катализаторе, а зачастую о ключе к получению финансирования самых смелых проектов. Мы решили рассказать как туда попасть и почему еще это нужно сделать.
Магия киносоциализации - как попасть на Berlinale Talents и преуспеть
В этом году до окончания подачи заявок на участие в этой образовательной программе осталась немногим более недели, последний день приема заявок — 2 сентября. Мы попробовали сделать небольшой гид по тому как и для чего правильно подать и оформить документы, чтобы Berlinale Talents помогли вам реализовать свою мечту о кино. Важные сведения авторам статьи удалось получить от участников фестиваля этого и прошлого года — режиссера и сценариста Татьяны Федоровской и продюсера Анны Селяниной, любезно согласившимися поделиться с нами впечатлениями от этого уникального творческого саммита.

Анна Селянина: 

Talents - это невероятно эффективный образовательный курс обо всем сразу в кино. Он продолжается — 6 дней. В него входит несколько лабораторий и  масса захватывающих лекций, воркшопов, мастер-классов, встреч и круглых столов. Многие события проходят в игровой форме и в неформальной атмосфере, вплоть до коктейльных вечеринок или ужинов.

Для кого это мероприятие?

Коротко: 

Участвовать в Berlinale Talents могут актеры, операторы, режиссеры, сценаристы, дистрибьютеры и агенты по продажам, редакторы, кинокритики, продюсеры, видеодизайнеры и художники-постановщики, композиторы и звукорежиссеры. Участие и в программе - бесплатно и полностью обпечивается организаторами, в индивидуальном порядке они также могут компенсировать и часть расходов на дорогу до Берлина. 

Анна Селянина: 

Talents - это программа для начинающих профессионалов. Это очень важно, именно для профессионалов, то есть у всех участников уже есть успешный опыт в киноиндустрии. Кто-то  уже снял полнометражный фильм, кто-то две короткометражки, и они были представлены или победили на любом международном фестивале. Исключение составляют критики и дистрибьюторы — для них тоже есть отдельные программы и там опыт и потенциал оценивается как-то иначе.  (Требование к дистрибьюторам - участие в распространении или продаже как минимум двух полнометражных фильмов, требование к кинокритикам - не менее трёх опубликованных качественных статей о фильмах за последний календарный год - ред.)  

Татьяна Федоровская: 

Кстати, миф, который я слышала от соотечественников про возрастные ограничения (не старше 30)  – неправда, как минимум каждый пятый участник – в возрасте 40-45, есть дяденьки и за полтинник.

Самая главная причина, по которой вас туда возьмут – это не год рождения и национальности, а анкета, которую вы заполняете при подаче. Она должна быть эмоциональной, содержательной, честной, открытой, отображать вашу индивидуальность, представлять ваш проект и заинтересовать фестиваль. 

От редакции: 

Если воспринимать заявку как участие в “конкурсе” - то конкуренция - очень высока - в прошлом году отборщики получили не менее 4200 заявок. Напомним - мест - всего 250 мест, с учетом того, что количество желающих год от года только растет - следует понимать, что вы будете конкурировать не менее чем с полутора десятком других человек со всего мира. 

Однако, организаторы саммита обращают внимание на несколько критериев по которым они проводят отбор. Попробуем перечислить. Во-первых это  “интеллектуальный резонанс”, ваша включенность, взаимодействие с сообществом, как местным так и интернациональным (или желание взаимодействовать с ним), понимание зрителя для которого вы работаете, видение и чувствование актуальности вашей работы. Во-вторых это готовность к риску и неукротимое желание реализовывать задуманное, стремление к преодолению внутренних и внешних границ, истовая вера в то, что ваш фильм сможет изменить что-то к лучшему. В-третьих - инновационность и оригинальность как замысла, так и методов работы, драматургии, композиции, готовность экспериментировать творчески и технически. 

Заметим, в неформальной беседе один из отборщиков заметил: более всего организаторам интересны сильные индивидуальности, целеустремленное следование тому, что человек считает правильным, будет самым важным критерием при отборе.   

Как попасть? 

Коротко: 

Подать анкету,  зарегистрировавшись на сайте и пройдя весь процесс ее заполнения, выбрав одну из творческих лабораторий (для этого предстоит позже заполнить отдельную анкету), и приложив материалы фильма над которым вы работаете, 

Татьяна Федоровская:

 Это – не резюме для приёма на работу в банк или аптеку, а творческий форум! Пробуйте, пишите, не стесняйтесь! Если не уверены в английском или немецком – пишите на родном языке, отправьте в первое попавшееся бюро переводов и подавайтесь!  

Анна Селянина: 

Анкету заполнять сложно, но интересно, она большая и нетривиальная — вы не сможете заполнить её в ночь перед дедлайном, начните сегодня же!  Вопросов в ней пара десятков, но многие из них плотно связаны с вашим мировоззрением, пытаются раскрыть вас как инноватора и пассионария. Составители анкеты готовили  её так, чтобы понять какая тема вас больше всего волнует и занимает и почему вы будете раскрывать её лучше других. Им важно знать, чего вам не хватает в навыках и организации кинопроцесса, но не менее важно и то, чем вы сможете поделиться с другими участникам Берлинале.  Заполняющие анкету, кстати, часто впервые в жизни задают себе этот вопрос: чему я могу научить людей из других стран? 

 У меня ушло несколько часов на заполнение. Дальше в зависимости от специализации у всех разные требования. 

От редакции: 

Имейте ввиду, что помимо анкеты вы должны будете отправить на сервер организаторов фрагмент вашего фильма, одну или две сцены, хронометражем около трех минут. Он должен быть вашей лучшей рекомендацией, причем соответствовать специфике именно той профессии, какую вы заявляете своей основной. Постарайтесь выбрать его так, чтобы в нем как в зеркале отражались ваши самые сильные стороны! 

Если в нем есть русская речь - позаботьтесь о субтитрах, они обязательно должны быть внедрены в видео. Подготовьте файл согласно требованиям фестиваля (переменный битрейт, не ниже 2000 кбит/с, аудио в формате AAC не ниже 128 кбит/с, общий объем - не более гигабайта). Начните заливать фрагмент на сервер как можно раньше в последние дни перед дедлайном сервера Talents, как правило, оказываются перегружены и есть риск не успеть. 

Анна Селянина:

Продюсерам и режиссерам, например, нужно загрузить 2-минутный фрагмент из полного метра и объяснить, что в этом фрагменте получилось у тебя как у специалиста. Я долго ломала голову, где в кино видна работа продюсера. Работу оператора, режиссера, актера и режиссера монтажа, и звукорежиссера видно отлично, а лично моя продюсерская гордость  - список титров, но не подавать же кусок титров на черном фоне. В итоге я загрузила смешной кусок кинопроб “Про рока” с объяснением в чем там креатив и особенности в организации процесса. Да, кусок примерно как на медузе был - вот этот по ссылке. 

Не имеет никакого смысла присылать в качестве образца вашего рабочего проекта рекламные ролики, трейлеры или музыкальные клипы. Хотя если есть что-то, чем вы особенно гордитесь - дайте посмотреть это организаторам, указав, в числе дополнительных материалов, ссылки на Vimeo. Вообще прекрасным подспорьем будет ваша уже имеющаяся фильмография, полностью и частично выложенная он-лайн, в виде гипертекстовых ссылок или подборок видео. 


Что такое “проектные лаборатории” фестиваля и как попасть в одну из них?

От редакции: 

Слово “лаборатория”, или, как их еще называют на форуме, “станция”, переводить на русский более привычным нашему уху словом “мастерская”. Это - специально организованная небольшая группа позволяющая форсировать работу над вашим конкретным проектом, вдохнуть в него больше жизненной энергии, выверить и настроить драматургическую и техническую составляющие, починить ошибки, закравшиеся в них. Таких мастерских четыре - для документалистов (Doc Station), сценаристов (Script Station), авторов короткометражных проектов (Short Form Station) и кинематографистов закончивших или почти закончивших производство и желающих выгодно “продать проект” (Talent Project Market). 

Если вы хотите попасть со своим проектом в какую-то из этих мастерских, вам нужно будет после подачи основной анкеты заполнить дополнительную. Обратите внимание, что фрагмент вашей работы, прикладываемый к заявке на участие в мероприятиях мастерской, должен быть выбран специально. 

Berlinale Talents - Из архива Анны Селяниной

Анна Селянина: 

На Script Station вы можете попасть, заявив себя в основной анкете как режиссер или сценарист, и загрузив дополнительно описание своего будущего сценария, развернутый синопсис, тритмент (10 страниц), почти что поэпизодный план, название и хотя бы одну диалоговую сцену, на английском или немецком языках. (Точные требования лучше посмотреть на сайте организаторов - в верхнем выпадающем меню выберите вашу специализацию, ниже вы также найдете подробный перечень требований и документов, необходимых для заявки на участие в лаборатории - ред.). 

На Doc Station, куда можно заявиться, если в основной анкете вы обозначили себя режиссером, вы подаете развернутый синопсис на 10 страниц, логлайн (спрессованное до пары абзацев емкое и яркое описание замысла),  любые уже имеющиеся визуальные материалы, включая, например, фотографии. Уделите внимание тому, насколько качественно сделаны выбранные вами фрагменты. Прикрепляйте дополнительные материалы: скетчи или раскадровки, любые визуализации идей, даже рефренсы. Обратите внимание, что если вы посылаете часть отснятого материала он ни в коем случае не должен дублировать то, что вы прикрепляли к основной анкете. 

Существуют также лаборатории короткометражных фильмов (для режиссеров), и мастерская Talent Project Maker для продюсеров и агентов. 

Будьте готовы к тому, что помимо предоставленных материалов, вас, если будут рассматривать как реального кандидата, обязательно попросят, ближе к концу года, прислать еще что-нибудь. Так, например, продюсеров, стремящихся попасть в профильную мастерскую, просят к ноябрю на всякий случай иметь готовый перевод сценария на английский. 

Что такое “студии” фестиваля и как попасть в одну из них?

Слово “Студия” лучше переводить как “курс”. Их - шесть: Актерский (Acting Studio), Операторский (Camera Studio), Режиссерский (Editing Studio), курс художественных специалистов производства (Production Design Studio), продюсерский (Market Studio) и курс озвучания и звукового дизайна (Sound Studio). 

Студии формируются на позднем этапе, накануне старта программы, в январе, когда основные участники уже определены. Каждому курсу назначается свой тьютор - признанный специалист в теме. 

Татьяна Федоровская: 

Готовьтесь впитывать.  Оживите английский - занятия ведутся на нем. При этом не испытывайте неловкости, если он у вас несовершенен. Три четверти участников со всего мира изъясняются исключительно в “презент симпл”, и все их прекрасно понимают! 

Вообще везде царит атмосфера абсолютной доброжелательности и при этом всё организовано чётко, по-немецки. Посекундно расписан график перемещений, круглых столов, лекций и семинаров, никаких VIP-секторов и толкотни, льготных талонов на повидло, все равны и моментально получают помощь от организаторов. 

Даже если ты что-то пропустил, опоздал, не понял или протупил – тебя всегда проведут, посадят, попросят потесниться других участников… Ты всегда будешь в гуще событий, окружён вниманием (что самое главное – ненавязчивым, в любой момент можешь уйти и доспать).

Berlinale Talents - Из архива Анны Селяниной

Анна Селянина:

Студии  - это интенсивная практическая работа, например, на программе Production Design мы придумывали и визуализировали часть Берлина 2038 года, в которой разворачивается действие фильма. На нашем курсе было 9 кураторов , на 30 участников. (в Market Studio - например совсем другое соотношение: десять участников, а куратор всего один). На курсе мы описывали мир во все подробностях, учились представлять себе его в деталях и мелочах. Студия была смешаная, примерно половина участников действительно были художниками, а остальные - самых разных профессий - в группе были и режиссер, и актер и продюсер.  

Уже несколько лет студию ведут сотрудники World Building Institute, эксперты по разработке миров. Они работают не только с киностудиями (причем приступают к проекту прямо с начала разработки сценария), но и с разными мировыми институциями, кому с какой-либо целью нужно смоделировать будущее. 

Зачем все это?


Татьяна Федоровская: 

Это особое чувство - осознавать себя частью большой киносемьи! Оно вдохновляет, даёт веру в себя, в свои возможности, в свой проект.

Берите с собой визитки и сами записывайте всех, с кем вам довелось общаться или работать, и с кем вы только хотели бы переговорить. Скорее всего запомните около 50 человек, если вы не обладатель феноменальной памяти. 


Имейте ввиду - фестиваль располагает возможностями компенсировать вам перелет и может предоставить общежитие. Обозначьте свой интерес в этом сразу на этапе заявки. Но также имейте ввиду, что общежитие почти не отапливается, а в феврале в Берлине наверняка будет холодно. 

Анна Селянина: 

С первого же дня начинается очень плотный график. Если вы относитесь к “студии” или “лаборатории” - они становятся вашим приоритетом. Если такой студии нет - вы ходите и слушаете открытые лекции. Приготовьтесь сразу, что не возможно будет усидеть на двух стульях, все посетить вы все равно не успеете. Заранее отмечайте то, что более всего интересно и то, что нельзя пропустить никак.  

Сразу настройтесь на получение от саммита максимальной пользы, тем более, что он устроен именно так, чтобы вам эту пользу принести.  Сотворчество начинается прямо с завтрака: в огромном зале стоят большие столы, один из которых занят едой, а за остальными - пьют кофе, слушают и знакомятся. Вокруг вас 250 человек участников Talents, и здесь же обязательно какая-нибудь презентация значимой киноорганизации или институции, готовой помогать своими возможностями начинающим кинематографистам. За следующим завтраком может быть объявление о каком-нибудь новом конкурсе, гранте, стипендии, питчинге или еще что-нибудь полезное. 

Есть в рамках фестиваля несколько мероприятий намеренного агрессивного “нетворкинга”, что то вроде "экспресс свиданий", но для кинематографистов. Одно из них называется Global Speed Matching.  За две минуты вы рассказываете незнакомым людям из индустрии суть вашего проекта, а ваш собеседник представляет вам свой. (или рассказывает чем он занимается). Как только вы понимаете чем можете друг другу помочь - обмениваетесь визитками.  Или одно из финальных мероприятий - легендарный ужин Dine & Shine. Это ужин на 100 человек - эксперты, продюсеры, отборщики фестивалей, дельцы индустрии. А ты - живая презентация проекта, от тебя ждут рассказа о нем в режиме дружеской беседы. При этом после каждой перемены блюд весь этот высший свет, встает и пересаживается. Вокруг тебя оказываются уже новые коллеги, настроенные на то, чтобы разглядеть твое будущее, а может и помочь с ним. 

Berlinale Talents - Из архива Анны Селяниной