+7 (495) 120 2733
КУЛЬТУРНАЯ НАВИГАЦИЯ
12.12.2019

Артдокфест — за что его любят и ненавидят

Артдокфест — за что его любят и ненавидят

12 декабря закончились фестивальные показы Артдокфеста в Москве и Санкт-Петербурге. Прямая трансляция с закрытия фестиваля в Москве была организована каналом «Настоящее время». В рамках церемонии вручались несколько разных премий. Гран-при фестиваля было вручено Ксении Ахапкиной за фильм «Бессмертный».  Лауреатом конкурса «Артдоксеть», призы которого также вручались во время закрытия, стал фильм Николая Наседкина «Исход» об уличном художнике Феликсе Бухе, и его полу-партизанских скульптурных работах на библейские темы.  Были также розданы награды ХХ Национальной Премии «Лавровая ветвь». Премию за лучший неигровой телевизионный фильм получил Владимир Головнев с картиной «Летсплей» о культуре гейминга и поколении сделавшем компьютерные игры спортом. Премия за лучший арт-фильм досталась ленте «Государственные похороны» Сергея Лозницы. 

Незадолго до старта показов президент Виталий Манский сообщил в Фейсбуке о хакерских атаках на сайт фестиваля. Финальный показ “Государственных похорон”  был отмечен «перформансом» патриотически настроенных граждан. Нередки угрозы и даже попытки физического, силового воздействия экстремистов на организаторов фестиваля. Так, два года назад показ фильма «Полет пули» о ситуации в Донбассе был сорван прорвавшимися в кинотеатр «Октябрь» экстремистами из движения SERB, причем в результате дальнейших действий официальных органов наказание получили не только хулиганы, но и, например, издатель Валерий Леонтьев пытавшийся вывести их из зала. Фестивалю не всегда удается добиться разрешения на показ злободневных фильмов, а некоторые и вовсе снимаются с проката «по звонку».  

Артдокфест-пикет-Свобода.jpg

Все это объяснимо, если учесть градус общественных настроений, задаваемый «разделяющей и властвующей» пропагандой. На фоне постоянного роста этой «температуры» фестиваль каждый год разворачивает свою обширную программу, не только не пытающуюся обойти острые углы, но, наоборот, подсвечивающую и детально разбирающую их. Именно это, свойство, обязанное быть имманентным документальному кино в целом, так тревожит и структуры власти и экстремистов разных мастей. 

Даже поверхностно знакомясь с программой фестиваля, можно уже отметить массу остро-актуальных и невероятно злободневных фильмов. В этом году на показах в к/т «Октябрь» в Москве или в к/т  «Англетер» в Петербурге можно было увидеть, например, фильм студента ВГИКА, о его попытках снять фильм о деле «Седьмой студии» и Кирилле Серебренникове. В итоге вышло кино о том, как документалисту не давали снять кино: Фильм «7»  Артема Фирсанова. Другая картина о Серебренникове “Искусство и власть в России” производства немецкого режиссера родом из Санкт-Петербурга Кати Федуловой, рассматривает “дело Серебренникова” в контексте сложностей существования художника и государства.  

Режиссер Катя Федулова о фильме «Кирилл Серебренников: Искусство и власть в России»

Внезапно рифмуется с ними “Тася из Томсино”, фильм о девочке, попросившей у Путина трактор. В нем рассказана невероятно трогательная история о том, как девушку пожалававшуюся Президенту на тяжелую жизнь села больше всего расстроила не развернувшаяся вслед за этим травля односельчан, и даже не подарки, которые люди со всей страны стали присылать из жалости, а то, что президент страны не приехал к ней в гости. 

Открывают глаза на сложность жизни при авторитарных режимах и фильм «Чистое искусство» — (о нем мы уже писали), рассказывающий о свободе творчества в несвободной стране, и фильм “Секретарь по идеологии”  — яркое высказывание о нынешней атмосфере пост-правды, в котором драма то и дело уступает место комедии.  

Но выводы о силе и важности «Артдокфеста» конечно лучше делать, рассматривая лауреатов. «Бессмертный» Ксении Ахапкиной (до гран-при «Артдокфеста» в взявший и главный приз документального конкурса фестиваля в Карловых Варах) — леденящее кровь полотно поистине оруэлловского масштаба. И фактуры, которая, как очень хотелось верить, возможна только в книгах Владимира Сорокина. Коммерсант пишет о нем: «Фильм снят в Апатитах, но это портрет не города, а цивилизации, не людей, а будущих машин. Дети, которые учатся стрелять и ходить строем, развоплощаются, становятся частью прекрасного и жуткого пейзажа. Здесь нет героев, есть лишь человеческий материал. [...] Постапокалипсис, дикая ночная сказка о детях, которых завели в идеологический лес». 

 «По-хорошему, фильмы «Артдокфеста» должны каждый вечер показывать по центральному телевидению». —  считает автор издания kimkibabaduk, кинокритик Мария Кувшинова. — «Артдокфест» остается самым ожидаемым, осмысленным и важным событием киногода в России, но я боюсь, что пересказ этих фильмов несколькими критиками в нескольких изданиях для совокупной аудитории в пару десятков тысяч человек, не может сделать их фактом общенациональной рефлексии — а надо бы [...] Ничего похожего — ни в плане тем, ни в плане героев, ни в плане воздействия визуальных образов, нет ни в отечественном игровом кино, ни в отечественной журналистике, даже в лучших ее образцах». 

По результатам «Артдокфеста» критик замечает и еще одну важную вещь, которую не хочется обходить вниманием.  «Российский документалист в XXI веке — проклятый поэт: отважный, неустроенный, выкинутый из системы распределения бюджетных средств, вечно голодный и во многом опасный человек (мужчина, а очень часто и женщина), залезающий со своей камерой в самые страшные и самые темные углы постсоветского мира. Несмотря ни на что, едва ли не единолично выполняющий ту работу, которую по идее должна выполнять вся культура: перерабатывать и осмыслять итог советского эксперимента, делать видимым его человеческое измерение». 

Нехватка средств — одна из основных проблем и самого фестиваля. Важнейший форум документалистики в стране лишен и финансовой подпитки. «Бедность все-таки порок», —  говорит программный директор Артдокфеста Виктория Белопольская, — «она не дает развернуться во всю огневую мощь. [...]  Фестиваль наш проводится на волонтерской, так сказать, основе, на грант Фонда Михаила Прохорова. Фонд единственный оказывает нам поддержку, покрывает, дай бог, половину издержек. Почти никто из команды фестиваля не получает зарплату, а самоотверженный президент В. Манский нередко спонсирует фестиваль из семейного бюджета».

При этом фестивальная программа по-прежнему остается не просто острой, ее кричащая актуальность и созвучность остающимся без ответа вопросам интеллигенции делает ее важнейшим барометром общественных настроений. Повестка совпадает с темами российского инфопространства и меняется вместе с ним. И это касается не только узко-политических тем, но и обще-гражданских, социальных, гуманитарных. Критики отмечают, что в этом году гораздо более явно представлен и «феминистский» дискурс, и эта актуальность, очевидно тоже оправдана в контексте о непрекращающихся новостях связанных с темой «домашнего насилия» в стране. 

Стоит упомянуть картину «Школа соблазнения» Алины Рудницкой, о трагикомических ролях женщин, ищущих себе выгодную партию или «Перерождение» Вероники Кузнецовой короткометражку о женщинах, приходящих к мастеру татуировок, с просьбой «закрыть» старые шрамы на теле, и рассказывающих историю происхождения этих шрамов. Газета Коммерсантъ называет этот фильм «героической историей о том, как жертвы обретают силу».

При этом, как уже упомянуто - программа по прежнему огромная. Виталий Манский в своем блоге в течение фестиваля каждый день рекомендовал «незаметные» его фильмы, и так, например, выглядела рекомендация на 7 декабря: «“Номер один: "Черная книга" Израиль. История антисемитизма в СССР. Номер два "Сволочь" Крестный ход по святой Руси, вид изнутри. Номер три "Каляевская 5" о том что мы можем повторить, если не остановимся и не задумаемся”.»

Кажется вся программа фестиваля — это как раз повод задуматься и остановиться, возможность отрефлексировать направление, в котором несется страна и мир в целом. Сообщество российских документалистов выполняет в нем нелегкую миссию наблюдателя, во времена, когда неангажированный наблюдатель оказывается маргинализирован пропагандой. Тем ценнее то, что у организаторов по прежнему хватает энергии и на проведение показов и на ведение он-лайн площадки, предлагающей большинство фестивальных фильмов к просмотру в сети, подчас и вовсе бесплатно. 

Фотография из архива фестиваля Артдокфест
Фото из архива фестиваля 
«Артдокфест»

Текст: Константин Бузин