+7 (495) 120 2755
27.12.2018

Елизавета Крохина: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь

Из поддерживающих кино и театр в стране благотворительных организаций, одной из самых заметных является Фонд Михаила Прохорова. В перечне грантополучателей фонда – большое количество имен из мира документалистики. Вопросы о финансировании проектов и возможностях получения грантов мы адресовали Елизавете Крохиной, директору Фонда по связям с общественностью.
Елизавета Крохина: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь

 Елизавета, недавно завершился фестиваль "Сталкер", который Вы поддерживаете. Как долго продолжается ваше сотрудничество?

Со «Сталкером» Фонд Михаила Прохорова сотрудничает настолько давно, что на прошедшей пресс-конференции мы даже не смогли вспомнить точную дату, когда все началось. Точно более 10 лет назад. Мы очень ценим это партнерство и гордимся им, так как ценности фестиваля, распространяющего правозащитные идеи в разных городах России, очень близки нашей миссии, которая заключается в поддержке социально значимых культурных инициатив и работе в регионах.

Кажется, что Фонд, несмотря на то, что это впрямую в "Миссии" не сказано, тем не менее очень большое внимание уделяет тем проектам, где на первом месте стоит тема прав человека, и в целом сориентирован на поддержку либеральных и демократических ценностей. Хотя официальная пропаганда и власть на всех уровнях в последнее время такое отношение скорее не приветствуют.  Скажите, приходилось ли в связи с этим получать упреки от официальных органов? 

Тема прав человека, на мой взгляд, основополагающая для любого государства, так как по сути это то, без чего невозможно достигнуть общественного благосостояния, а следовательно, эффективно реализовать основную функцию власти. Поэтому, я думаю, что мы все в этих вопросах, и фонды, и государство, должны идти в одном направлении и искать пути взаимодействия. В наших проектах это и происходит в реальности.

Вы поддерживаете проект "Культура Памяти", а он, я так понимаю, "ездит" по всей России? 

Да, это была акция, которую мы провели совместно с прокатной компанией «Синедок». В частности показали «Аустерлиц» Лозницы в разных городах России, сопровождая показы выступлениями исследователей темы Холокоста, правозащитников, историков. В момент выхода фильма в прокат нам было очень важно создать дискуссионную площадку вокруг показов тема чрезвычайно болезненная и требует исторического контекста. Проект состоялся и вызвал большой резонанс, и я убеждена в необходимости подобных событий.

Есть ли разница в восприятии такого кино в столицах и регионах?

Абсолютно никакой. Наверное, каждый человек, независимо от места проживания, как-то по-своему реагирует, испытывает свой уникальный набор эмоций и ощущений, это нормально. Но интерес, желание узнать, внимание к проблемам общечеловеческого масштаба, они существуют в равнозначной степени и в столицах, и в регионах, и за рубежом. Неслучайно премьерные показы фильма состоялись на Венецианском кинофестивале, а затем он выиграл премии ряда международных фестивалей.

Вообще вы проводите какой-то анализ по социальному эффекту поддерживаемых Фондом проектов? 

Эффект от культурных проектов сложно оценить в цифрах. Но, безусловно, они оказывают сильное влияние на развитие общества. Сегодня поход в театр или на выставку – это не просто способ проведения досуга, а возможность для самообразования, кросс-культурного обмена, дискуссий на актуальные темы. Все это в конечном итоге сказывается на социально-экономическом развитии страны.

А «Артдокфест» вы, я так понимаю, в какой-то момент поддерживать перестали? Почему так произошло?

Это не так, мы по-прежнему поддерживаем «Артдокфест», у них совершенно потрясающая программа актуального документального кино, в этому году они запустили еще и онлайн-кинотеатр. Я вообще считаю, что документалистика со временем станет более востребованной, чем игровое кино: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь? Она гораздо интереснее, да и финал непредсказуем.

Beat Film Festival - тоже вроде был вашим подопечным? Почему прекратилось это сотрудничество?

Да, это прекрасный фестиваль фильмов о музыке, и у нас был опыт партнерства с ними. Насколько я помню, фестиваль занял прочные позиции в своей нише, со временем нашел профильных спонсоров и в Фонд уже не обращался. Мы нужны там, где без нашей поддержки проект не выживет. 

А SiberiaDOC – появился когда-то как сибирский передвижной фестиваль неигрового кино? О нем не очень много слышно, есть ли у Вас какие то новости? 

SiberiaDOC – это как раз чисто региональная инициатива, организованная местным сообществом в Красноярске. Вот они результаты нашей работы: люди узнают, думают, креативят. Несколько лет подряд ими организовывались кинопоказы с последующим обсуждением, это было востребовано, правда залы не собирало. Сейчас, насколько мне известно, проект не проводится. Возможно, организаторы, ищут способы расширения аудитории, и через какое-то время он возобновится в новом формате. (Судя по сообществу в Фейсбуке, огранизаторы фестиваля деятельность продолжают, устраивая открытые лекции и показы фильмов в сибирских городах. – ПК)

Вообще, я так понимаю, Фонд плотно связан с Сибирью - у вас же в Красноярске офис, да?

Я уже говорила – миссия Фонда заключается в системной поддержке культуры в российских регионах. Сибирь действительно одна из наших приоритетных территорий, так как в силу удаленности от центра культурные тренды туда не доходят в полной мере. Вообще Фонд был основан в Норильске, через какое-то время переместился в Красноярск, а уже потом был открыт и московский офис.

Как вообще вы оцениваете сибирскую культурную жизнь - насколько она активна? Есть ли что то из нового, недавно появившегося в Сибири, о чем следовало бы знать 

В Сибири культурное сообщество очень активное, мы поддерживаем и театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», и фестиваль современного театра «Айседора», и фестиваль самодеятельных театров «Рожденные от Солнца», тесно сотрудничаем с Музейным центром «Площадь Мира»- уникальным кластером современного искусства, созданным на базе бывшего Музея Ленина. Также Фонд Михаила Прохорова уже 13 лет проводит в Красноярске собственный масштабный культурный фестиваль – Красноярскую ярмарку книжной культуры (КРЯКК).

А может ли такое случится, что появляется, скажем, в Сибири, нечто интересное и вы, присмотревшись, предлагаете ему свою поддержку? 

Работа Фонда строится так, что не мы ищем проекты. Как правило, инициативные организаторы сами нас находят и присылают заявки.

Может ли теоретически команда российских документалистов, работающая над масштабным проектом, рассчитывать на финансовую поддержку Фонда? Как им действовать, если есть проект, который нуждается в финансировании, и, возможно, был бы вам интересен? Проводит ли Фонд питчинги сценариев или концепций? 

Нет, питчингов мы не проводим. Но процедура обращения в Фонд достаточно проста и прозрачна: на сайте необходимо скачать форму заявки, заполнить ее и прислать по электронной почте. Мы открыты не только документалистам, но и абсолютно любым типам культурных проектов, соответствующим нашей миссии. Вот недавно Фонд поддержал проект «Фристайл-мастерская», направленный на популяризацию жанра рэп-фристайл в России. По-моему, это классно.

Поддерживает ли Фонд какие-то проекты, связанные с архивной деятельностью, поисках и публикациях информации из архивов? 

Да, конечно, сохранение исторической документации – это очень важная задача. Планы на будущее невозможно построить, не зная прошлое. Мы на протяжении многих лет поддерживаем общество «Мемориал», в том числе и их замечательный проект «Последний адрес». Проект «Устная история», публикующий беседы с героями XX века, также существует на грант Фонда.

Проект «Последний адрес», кстати, на днях оказался в новостях - некий депутатский помощник в Питере добился от городской администрации ответа, о том, что установка табличек "Последнего Адреса" «нецелесообразна». В таких случаях, как этот, фонд может как-то помочь, предоставить юридическую помощь или еще как-то поддержать своих "подшефных"? 

Я не слышала про эту ситуацию, но она поражает своей абсурдностью. У Фонда, являющегося благотворительной организацией, штат сотрудников невелик, и юридических услуг мы не оказываем, но всегда готовы помочь словом и делом. Недавно в Музее им. Щукина прошла выставка, посвященная проекту «Последний адрес» (куратор – Анна Наринская), и там была одна видеоинсталляция, в которой обычные люди высказывались против проекта, возмущались, зачем он нужен. Жизнь так устроена, что любой, даже самый светлый и нужный проект, может столкнуться с противодействием. Мне очень хочется верить, что «Мемориал» преодолеет все препятствия, и табличек с именами репрессированных будет становиться больше. Ведь это то, о чем недопустимо забыть.

Как вы думаете, о судьбе кого из наших с вами соотечественников очень не хватает масштабного биографического кино?  

Недавно ушла из жизни правозащитница и просветитель Людмила Алексеева. Мне было бы интересно посмотреть фильм о ее жизни.

Поддерживает ли фонд разовые акции? Ну допустим предстоит сделать интервью с каким-нибудь важным для истории человеком, к нему нужно лететь со съёмочной группой, и на это нужны средства. Или, наоборот, скажем, очень пожилой писатель приезжает в Москву, нужно провести встречу с читателями и снять её, а на что – непонятно… Вы такие запросы, в принципе, рассматриваете? 

Мы готовы по возможности поддерживать такие проекты, но сами не можем заниматься их организацией, так как у нас есть ряд собственных мероприятий, требующих большой отдачи: КРЯКК, фестиваль "Театральный синдром", литературная премия "НОС", грантовые конкурсы и образовательные программы.

Сколько должно остаться времени в запасе минимум, если кто-то хочет вам такой проект предложить? 

Экспертный совет, который рассматривает заявки и принимает решение о поддержке, собирается в среднем раз в месяц. Лучше подавать заявку за 3-4 месяца до начала проекта, а для масштабных историй - за полгода.

 

Давайте блиц?

- Самый классный документальный фильм ever, по вашему личному мнению. 

«В лучах Солнца» Виталия Манского. И еще мне очень понравился фильм «Мы идем по тому же пути» с последнего Артдокфеста.

- А самый крутой байопик?

Фильм Ромы Либерова о Мандельштаме (мой любимый поэт) «Сохрани мою речь навсегда».

- Вспомните самый яркий момент в вашей работе, когда вы поняли, что усилия потрачены не зря, что "все того стоило"?

Мне очень повезло – ловлю такое ощущение каждый день. 

- Когда нам ждать рассвета в отечественном искусстве?

По закону природы рассвет наступает после заката. Я, правда, не уверена, что это аналогия применима к искусству. Темно или светло оно всегда в поиске.