Елизавета Крохина: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь
![Елизавета Крохина: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь Елизавета Крохина: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь](/upload/resize_cache/iblock/fa4/825_600_1/MG_4945-_1_.jpg)
Елизавета, недавно завершился фестиваль "Сталкер", который Вы поддерживаете. Как долго продолжается ваше сотрудничество?
Со «Сталкером» Фонд Михаила Прохорова сотрудничает настолько давно, что на прошедшей пресс-конференции мы даже не смогли вспомнить точную дату, когда все началось. Точно более 10 лет назад. Мы очень ценим это партнерство и гордимся им, так как ценности фестиваля, распространяющего правозащитные идеи в разных городах России, очень близки нашей миссии, которая заключается в поддержке социально значимых культурных инициатив и работе в регионах.
Кажется, что Фонд, несмотря на то, что это впрямую в "Миссии" не сказано, тем не менее очень большое внимание уделяет тем проектам, где на первом месте стоит тема прав человека, и в целом сориентирован на поддержку либеральных и демократических ценностей. Хотя официальная пропаганда и власть на всех уровнях в последнее время такое отношение скорее не приветствуют. Скажите, приходилось ли в связи с этим получать упреки от официальных органов?
Тема прав человека, на мой взгляд, основополагающая для любого государства, так как по сути это то, без чего невозможно достигнуть общественного благосостояния, а следовательно, эффективно реализовать основную функцию власти. Поэтому, я думаю, что мы все в этих вопросах, и фонды, и государство, должны идти в одном направлении и искать пути взаимодействия. В наших проектах это и происходит в реальности.
Вы поддерживаете проект "Культура Памяти", а он, я так понимаю, "ездит" по всей России?
Да, это была акция, которую мы провели совместно с прокатной компанией «Синедок». В частности —показали «Аустерлиц» Лозницы в разных городах России, сопровождая показы выступлениями исследователей темы Холокоста, правозащитников, историков. В момент выхода фильма в прокат нам было очень важно создать дискуссионную площадку вокруг показов — тема чрезвычайно болезненная и требует исторического контекста. Проект состоялся и вызвал большой резонанс, и я убеждена в необходимости подобных событий.
Есть ли разница в восприятии такого кино в столицах и регионах?
Абсолютно никакой. Наверное, каждый человек, независимо от места проживания, как-то по-своему реагирует, испытывает свой уникальный набор эмоций и ощущений, это нормально. Но интерес, желание узнать, внимание к проблемам общечеловеческого масштаба, они существуют в равнозначной степени и в столицах, и в регионах, и за рубежом. Неслучайно премьерные показы фильма состоялись на Венецианском кинофестивале, а затем он выиграл премии ряда международных фестивалей.
Вообще вы проводите какой-то анализ по социальному эффекту поддерживаемых Фондом проектов?
Эффект от культурных проектов сложно оценить в цифрах. Но, безусловно, они оказывают сильное влияние на развитие общества. Сегодня поход в театр или на выставку – это не просто способ проведения досуга, а возможность для самообразования, кросс-культурного обмена, дискуссий на актуальные темы. Все это в конечном итоге сказывается на социально-экономическом развитии страны.
А «Артдокфест» вы, я так понимаю, в какой-то момент поддерживать перестали? Почему так произошло?
Это не так, мы по-прежнему поддерживаем «Артдокфест», у них совершенно потрясающая программа актуального документального кино, в этому году они запустили еще и онлайн-кинотеатр. Я вообще считаю, что документалистика со временем станет более востребованной, чем игровое кино: зачем смотреть вымышленные шаблонные истории, когда есть реальная жизнь? Она гораздо интереснее, да и финал непредсказуем.
Beat Film Festival - тоже вроде был вашим подопечным? Почему прекратилось это сотрудничество?
Да, это прекрасный фестиваль фильмов о музыке, и у нас был опыт партнерства с ними. Насколько я помню, фестиваль занял прочные позиции в своей нише, со временем нашел профильных спонсоров и в Фонд уже не обращался. Мы нужны там, где без нашей поддержки проект не выживет.
А SiberiaDOC – появился когда-то как сибирский передвижной фестиваль неигрового кино? О нем не очень много слышно, есть ли у Вас какие то новости?
SiberiaDOC – это как раз чисто региональная инициатива, организованная местным сообществом в Красноярске. Вот они результаты нашей работы: люди узнают, думают, креативят. Несколько лет подряд ими организовывались кинопоказы с последующим обсуждением, это было востребовано, правда залы не собирало. Сейчас, насколько мне известно, проект не проводится. Возможно, организаторы, ищут способы расширения аудитории, и через какое-то время он возобновится в новом формате. (Судя по сообществу в Фейсбуке, огранизаторы фестиваля деятельность продолжают, устраивая открытые лекции и показы фильмов в сибирских городах. – ПК)
Вообще, я так понимаю, Фонд плотно связан с Сибирью - у вас же в Красноярске офис, да?
Я уже говорила – миссия Фонда заключается в системной поддержке культуры в российских регионах. Сибирь действительно одна из наших приоритетных территорий, так как в силу удаленности от центра культурные тренды туда не доходят в полной мере. Вообще Фонд был основан в Норильске, через какое-то время переместился в Красноярск, а уже потом был открыт и московский офис.
Как вообще вы оцениваете сибирскую культурную жизнь - насколько она активна? Есть ли что то из нового, недавно появившегося в Сибири, о чем следовало бы знать
В Сибири культурное сообщество очень активное, мы поддерживаем и театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», и фестиваль современного театра «Айседора», и фестиваль самодеятельных театров «Рожденные от Солнца», тесно сотрудничаем с Музейным центром «Площадь Мира»- уникальным кластером современного искусства, созданным на базе бывшего Музея Ленина. Также Фонд Михаила Прохорова уже 13 лет проводит в Красноярске собственный масштабный культурный фестиваль – Красноярскую ярмарку книжной культуры (КРЯКК).
А может ли такое случится, что появляется, скажем, в Сибири, нечто интересное и вы, присмотревшись, предлагаете ему свою поддержку?
Работа Фонда строится так, что не мы ищем проекты. Как правило, инициативные организаторы сами нас находят и присылают заявки.
Может ли теоретически команда российских документалистов, работающая над масштабным проектом, рассчитывать на финансовую поддержку Фонда? Как им действовать, если есть проект, который нуждается в финансировании, и, возможно, был бы вам интересен? Проводит ли Фонд питчинги сценариев или концепций?
Нет, питчингов мы не проводим. Но процедура обращения в Фонд достаточно проста и прозрачна: на сайте необходимо скачать форму заявки, заполнить ее и прислать по электронной почте. Мы открыты не только документалистам, но и абсолютно любым типам культурных проектов, соответствующим нашей миссии. Вот недавно Фонд поддержал проект «Фристайл-мастерская», направленный на популяризацию жанра рэп-фристайл в России. По-моему, это классно.
Поддерживает ли Фонд какие-то проекты, связанные с архивной деятельностью, поисках и публикациях информации из архивов?
Да, конечно, сохранение исторической документации – это очень важная задача. Планы на будущее невозможно построить, не зная прошлое. Мы на протяжении многих лет поддерживаем общество «Мемориал», в том числе и их замечательный проект «Последний адрес». Проект «Устная история», публикующий беседы с героями XX века, также существует на грант Фонда.
Проект «Последний адрес», кстати, на днях оказался в новостях - некий депутатский помощник в Питере добился от городской администрации ответа, о том, что установка табличек "Последнего Адреса" «нецелесообразна». В таких случаях, как этот, фонд может как-то помочь, предоставить юридическую помощь или еще как-то поддержать своих "подшефных"?
Я не слышала про эту ситуацию, но она поражает своей абсурдностью. У Фонда, являющегося благотворительной организацией, штат сотрудников невелик, и юридических услуг мы не оказываем, но всегда готовы помочь словом и делом. Недавно в Музее им. Щукина прошла выставка, посвященная проекту «Последний адрес» (куратор – Анна Наринская), и там была одна видеоинсталляция, в которой обычные люди высказывались против проекта, возмущались, зачем он нужен. Жизнь так устроена, что любой, даже самый светлый и нужный проект, может столкнуться с противодействием. Мне очень хочется верить, что «Мемориал» преодолеет все препятствия, и табличек с именами репрессированных будет становиться больше. Ведь это то, о чем недопустимо забыть.
Как вы думаете, о судьбе кого из наших с вами соотечественников очень не хватает масштабного биографического кино?
Недавно ушла из жизни правозащитница и просветитель Людмила Алексеева. Мне было бы интересно посмотреть фильм о ее жизни.
Поддерживает ли фонд разовые акции? Ну допустим предстоит сделать интервью с каким-нибудь важным для истории человеком, к нему нужно лететь со съёмочной группой, и на это нужны средства. Или, наоборот, скажем, очень пожилой писатель приезжает в Москву, нужно провести встречу с читателями и снять её, а на что – непонятно… Вы такие запросы, в принципе, рассматриваете?
Мы готовы по возможности поддерживать такие проекты, но сами не можем заниматься их организацией, так как у нас есть ряд собственных мероприятий, требующих большой отдачи: КРЯКК, фестиваль "Театральный синдром", литературная премия "НОС", грантовые конкурсы и образовательные программы.
Сколько должно остаться времени в запасе минимум, если кто-то хочет вам такой проект предложить?
Экспертный совет, который рассматривает заявки и принимает решение о поддержке, собирается в среднем раз в месяц. Лучше подавать заявку за 3-4 месяца до начала проекта, а для масштабных историй - за полгода.
Давайте блиц?
- Самый классный документальный фильм ever, по вашему личному мнению.
«В лучах Солнца» Виталия Манского. И еще мне очень понравился фильм «Мы идем по тому же пути» с последнего Артдокфеста.
- А самый крутой байопик?
Фильм Ромы Либерова о Мандельштаме (мой любимый поэт) «Сохрани мою речь навсегда».
- Вспомните самый яркий момент в вашей работе, когда вы поняли, что усилия потрачены не зря, что "все того стоило"?
Мне очень повезло – ловлю такое ощущение каждый день.
- Когда нам ждать рассвета в отечественном искусстве?
По закону природы рассвет наступает после заката. Я, правда, не уверена, что это аналогия применима к искусству. Темно или светло – оно всегда в поиске.