Sundance Institute выяснил, чем руководствуются дистрибьюторы, выбирая фильмы
Лиз Манашил, работающая в Sundance Institute в рамках инициативы "Дистрибуция креатива" (Creative Distribution Initiative), поговорила с десятками дистрибьюторов фильмов, пытаясь выяснить, чем они руководствуются, беря картины под свою опеку. Результатом стало большое исследование, опубликованное на сайте Sundance Institute.
Идея работы родилась у Манашил, в прошлом критика и действующего независимого режиссера/сценариста, из беседы с продюсером Ребеккой Грин («Я увижу тебя в своих снах»). Лиз и Ребекка обсуждали то, что постановщикам, в общем-то, неоткуда узнать, как продать фильм. Как заранее учесть желание компании-дистрибьютора? Кто с кем должен выходить на контакт – создатели с агентом или наоборот?
Благодаря работе в Институте "Санденс" (Sundance Institute) Манашил смогла лучше понять, как функционирует рынок кинопроката. Он, по её утвердению, хаотичен и запутан. Лиз привела в пример личный опыт: пытаясь продать свою малобюджетную картину «Bread and Butter», она отправила e-mail в компанию The Orchard, и та поддержала общение. В итоге стороны заключили сделку.
Движимая желанием понять является ли это обыденностью или же ей просто повезло Лиз Манашил опросила несколько десятков компаний, связанных с дистрибуцией независимого кино. Некоторые не стали отвечать, хоть и вышли на контакт (HBO, Lionsgate, Focus Features, CNN Films), но многие все-таки прокомментировали вопросы. Вот эти вопросы: как долго вы в бизнесе? Сколько совершаете сделок в год? Типы релизов – предпочитаете прокат или «цифру»? Права – покупаете полностью и для всех территорий? Каков срок контрактов: от 1 до 5 лет, от 10 до 15 лет? Что конкретно ищете? Насколько важен актерский состав? Важны ли соцсети при продвижении фильмов? Какие фестивали вы посещаете? Сколько у вас сотрудников? Наконец, как работаете с запросами – принимаете «холодные» обращения или доверяете агентам?
Сейчас Лиз Манашил и Ребекка Грин вынашивают идею специализированного ресурса, ломающего стену между постановщиками и дистрибьюторами. Для наших читателей мы, тем временем, подготовили частичный перевод исследования, сделав акцент на компаниях, занимающихся, в частности, неигровым кино. Статью мы снабдили ссылками для удобства перехода на сайты компаний, некоторые из них содержат раздел, позволяющий предложить прямо через сайт предложить компании свою картину. В конце материала мы также публикуем выводы, сделанные авторами исследования.
История: занята дистрибуцией фильмов порядка 20 лет (в основном это документальные картины о музыкальных группах).
Релизы (в год): 15–20.
Виды релизов: ориентирована на прокат, никогда не делает эксклюзивов для «цифровых» платформ.
Права: каждая сделка индивидуальна, но в целом компания предпочитает заниматься маркетингом и распространением без передачи прав. Для проката покупает права только на прокат. Ориентирована на рынок Северной Америки. Впрочем, иногда выпускает ленты во всем мире (к примеру, «Pearl Jam: Let's Play Two» вышла в 30 странах на 8 языках).
Срок действия прав: 10–15 лет.
Какие фильмы ищет: с лояльной аудиторией, устоявшейся фан-базой (в этом случае задача компании – просто проинформировать ее).
Соцсети: цифры могут быть обманчивы. Abramorama ищет мотивированных фанатов.
Фестивали: Sundance, Toronto, SXSW.
Сколько работников в штате: достаточно, чтобы поддерживать бизнес на плаву.
Запросы: компания открыта для предложений, в том числе «холодных» звонков и e-mail’ов.
Недавние релизы: «Family in Transition», «Under the Wire», «Jane».
История: работает с 2014 года, в каталоге присутствуют доки, например, «McQueen».
Релизы (в год): 6–10.
Виды релизов: строго прокат.
Права: выкупает права целиком.
Срок действия прав: держит информацию в секрете.
Какие фильмы ищет: яркие фильмы, с хорошей постановкой и игрой. Компания готова поддержать видение постановщиков.
Каст: иногда набор актеров важен, иногда – хватает хороших отзывов аудитории и прессы.
Соцсети: количество подписчиков позволяет прикинуть стратегии маркетинга и дистрибуции.
Фестивали: Sundance, Berlin, SXSW, Tribeca, Cannes, TIFF.
Сколько работников в штате: 22.
Запросы: доверяет агентам и партнерам.
Недавние релизы: «Не оставляй следов», «Колетт», «Неповиновение».
Breaking Glass Pictures
История: с 2009 г.
Релизы (в год): в 2018-м – 45 фильмов.
Виды релизов: 21 из 45 – выход в прокате или одновременно в прокате и на «цифровых» платформах. Оставшиеся: DVD, «цифра», ТВ.
Права: права целиком с фокусом на Северную Америку. Глобальные права у компании – примерно на 100 картин.
Срок действия прав: 10–20 лет.
Какие фильмы ищет: для начала компания смотрит, есть ли у картины потенциальная аудитория в принципе. Ей важно, чтобы лента добивалась успеха не только на каком-нибудь фестивале, но и за его пределами. Также ей интересно выслушать мнения режиссера и продюсера приглянувшейся ленты.
Каст: порой важен, порой нет. Скажем, для хоррора или фильма на иностранном языке – не важен.
Соцсети: дистрибьютор сталкивался с ситуациями, когда картина с «прокачанными» группами в соцсетях не оправдывала коммерческих ожиданий, и, напротив, превосходила их, имея небольшие представительства в соцсетях.
Фестивали: Tribeca, SXSW, Cannes, TIFF, AFM.
Сколько работников в штате: 12.
Запросы: компания работает и с агентствами, и со случайными заявками.
Недавние релизы: «Зовите её Ганда», «Marfa Girl 2».
CBS Films
История: 11 лет на рынке.
Релизы (в год): 2–4.
Виды релизов: прокат.
Права: для проката в США.
Фестивали: компания посещает крупнейшие фестивали.
Запросы: через агентов, менеджеров, юристов
Недавние релизы: «Ван Гог. На пороге вечности», «Короли лета».
Cohen Media Group
История: в качестве кинодистрибьютора – 8–9 лет (гораздо дольше компания занята продюсированием).
Релизы (в год): 10.
Виды релизов: прокат.
Права: на прокат в Северной Америке или только в США.
Срок действия прав: 15 лет.
Какие фильмы ищет: качественные, нацеленные на награды.
Каст: важен, но не критичен.
Соцсети: важны.
Фестивали: Cannes, Sundance, Toronto, Berlin, Tribeca.
Сколько работников в штате: 25.
Запросы: работает с рекомендациями агентов, зарубежных партнеров, знакомых продюсеров.
Недавние релизы: доки «The Great Buster» и «Лица, деревни» Аньес Варды (фильм номинирован на «Оскар»).
Entertainment One/Momentum
История: работает с 1973 года как дистрибьютор музыки, в кинобизнесе – с 2003 г.
Релизы (в год): 15–25.
Виды релизов: 50% фильмов одновременно выходят в кино и на «цифровых» площадках (такую модель компания использует в США). Зарубежные фильмы, купленные компанией, обычно нацелены на широкий прокат
Права: все права.
Срок действия прав: 15–20 лет.
Какие фильмы ищет: компания скорее ищет новые формы и площадки распространения.
Каст: важен, если речь о широком прокате.
Соцсети: сложный вопрос. Одно дело – подписаться на группу заинтересовавшего тебя режиссера, совсем другое – потратиться на его фильм, а не скачать бесплатно.
Фестивали: Sundance, Berlin, SXSW, Tribeca, Cannes, Toronto, AFM.
Запросы: обычно через агентства.
Недавние релизы: «Простите за беспокойство», «Кажется, мы остались одни».
FilmRise
История: в киноиндустрии примерно 6 лет.
Релизы (в год): 20.
Виды релизов: большинство – изначально создававшиеся с прицелом на «цифровые» платформы. Прокат – это риск.
Права: все, обычно для Северной Америки.
Срок действия прав: зависит от суммы, которую инвестирует в фильм дистрибьютор.
Каст: важен (как и герой, как и жанр).
Соцсети: количество подписчиков в соцсетях – занятная метрика, но компанию больше интересует убедительная история.
Фестивали: Sundance, Berlinale, SXSW, Tribeca, Cannes, TIFF, LAFF, Fantastic Fest, Doc NYC, AFM
Сколько работников в штате: больше 60.
Запросы: компания приветствует случайные обращения и настойчивость. Видимо, поэтому она регулярно получает кучу запросов.
Недавние релизы: «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», «Мой друг Дамер».
Freestyle Digital Media
История: работает с августа 2010 г.
Релизы (в год): 60–80.
Виды релизов: 2 одновременно для проката/«цифровых» платформ в месяц. 4 – одновременно для DVD/«цифровых» платформ в месяц.
Права: глобальные.
Срок действия прав: 10–15 лет.
Какие фильмы ищет: для первой категории релизов – с известными актерами, жанр не важен. Для второй категории – имена не важны.
Каст: набор актеров критичен для драм, но не для боевиков, комедий и хорроров.
Соцсети: значительная доля маркетинговых бомбардировок Freestyle Digital Media приходится как раз на соцсети. Компания советует постановщикам организовывать группы в соцсетях как можно раньше – сразу при запуске картины в производство.
Фестивали: Sundance, Slamdance, SXSW, Cannes, TIFF, Dances With Films, LA Film Festival, AFM.
Сколько работников в штате: 20.
Запросы: компания предлагает оставлять заявки прямо через веб-сайт
Недавние релизы: «Начинай бежать», «Эпоха лета».
Good Deed Entertainment
История: как продакшн-компания – с 2014 года, как дистрибьютор – с 2017 г.
Релизы (в год): 7–12.
Виды релизов: как правило, все попадают в прокат. Фильмами, ориентированными только на «цифровые» платформы, компания не занимается.
Права: глобальные, фокус – США/Северная Америка.
Фестивали: SXSW, Sundance, Tribeca, Toronto, Cannes, AFM, Fantastic Fest, LA Film Festival, Fantasia.
Сколько работников в штате: 7.
Запросы: получает через агентов и знакомых. Также советует обращаться по своим контактам, если создателей фильма не представляет известное агентство.
Недавние релизы: «После всего», «To Dust».
Gravitas
История: с 2006 года, одинаково заинтересована в игровых картинах и документальных.
Релизы (в год): 350–400 игровых фильмов и доков.
Виды релизов: 3 в месяц – в прокате, также продает картины на Blu-ray/DVD, каналам и «цифровым» платформам.
Права: для многих фильмов – глобальные права.
Срок действия прав: 10–15 лет.
Какие фильмы ищет: компания обращает внимание на качество фильма и набор актеров, принимает во внимание, актуальна ли лента и найдет ли аудиторию.
Каст: крайне важен. Он помогает картине выделиться на переполненном рынке.
Соцсети: компании нравится работать с постановщиками, которые наращивают лояльную аудиторию через соцсети.
Фестивали: Sundance, Berlin, SXSW, Tribeca, TIFF, Hot Docs, Austin, Cleveland, LA, Chicago, AFM, MipCom.
Сколько работников в штате: 27.
Запросы: через агентства. Также за долгое время работы дистрибьютор успел наладить прочные отношения со многими постановщиками, которые сделали для компании не один и не два фильма. Заявки от независимых авторов дистрибьютор принимает тут.
Недавние релизы: «Lez Bomb», «Half the Picture».
Greenwich Entertainment
История: c 2017 года, занимается прокатом и игровых, и документальных лент.
Релизы (в год): 10–12.
Виды релизов: все фильмы выходят в кино.
Права: все права для Северной Америки.
Срок действия прав: 15 лет.
Какие фильмы ищет: в первую очередь те, что обладают потенциалом «выстрелить» в прокате, однако в целом компания открыта для широкого спектра игровых фильмов, доков и картин на иностранных языках.
Каст: талантливые актеры ценны, но качество фильма важнее.
Соцсети: полезный инструмент для охвата заинтересованной аудитории, поэтому отлично, если съемочная команда успела позаботиться до премьеры о создании групп в соцсетях.
Фестивали: Sundance, Berlin, SXSW, Tribeca, Cannes, Telluride, Toronto, AFM, DOC NYC.
Запросы: заявки, отправленные вслепую, Greenwich Entertainment не рассматривает. Фирма полагается на рекомендации знакомых и агентов.
Недавние релизы: доки «Scotty and the Secret History of Hollywood» и «Free Solo».
IFC
История: с 2000 года.
Релизы (в год): примерно 40 под 3 лейблами (IFC Films, Sundance Selects, IFC Midnight).
Виды релизов: все фильмы IFC выходят в кино.
Права: все права для США и Канады.
Срок действия прав: обычно 15–20 лет.
Какие фильмы ищет: зависит от лейбла. Например, под брендом Sundance Selects компания выпускает доки и картины на иностранных языках.
Каст: кинозвезды, по мнению IFC, укрепляют потенциал ленты в прокате. Естественно, при оценке перспектив фильма оценивается не только этот аспект.
Соцсети: не слишком важная метрика для IFC.
Фестивали: Toronto, Sundance, Berlin, Cannes, SXSW, Tribeca.
Сколько работников в штате: 30.
Запросы: 98% сделок – через агентства. Поэтому лучший путь для режиссера и продюсера – найти хорошего агента, который сумеет продать фильм.
Недавние релизы: «Смерть Сталина».
Kino Lorber
История: выросла из Kino International (основана в 1970-е гг.)
Релизы (в год): 300–400.
Виды релизов: в прокате появляются менее 10%.
Права: как правила, все права для США и Канады, иногда – для глобальной дистрибуции.
Срок действия прав: 10–15 лет.
Какие фильмы ищет: качественные и актуальные фильмы, способные заинтересовать конкретную ЦА, в том числе артхаусные и документальные.
Соцсети: при подписании сделки число подписчиков в соцсетях ключевым фактором не является, однако в случае доков эта метрика помогает оценить размер заинтересованной аудитории.
Фестивали: Sundance, Berlin, SXSW, Tribeca, Cannes, Hot Docs, Locarno, Toronto, AFI, IDFA (прокат); MIPTV, MIPCOM, NATPE («цифра» и ТВ).
Сколько работников в штате: 30.
Запросы: большая часть сделок – через ведущие агентства.
Недавние релизы: доки «Filmworker», «Walking on Water» и «The Gospel of Eureka».
Neon
История: в кинобизнесе – 3 года.
Релизы (в год): цель – по 10.
Виды релизов: для каждой картины подбирается оптимальная стратегия дистрибуции, но прокат – всегда на первом месте.
Права: как правила – для Северной Америки, в зависимости от обстоятельств – для всего мира.
Срок действия прав: 20+ лет.
Какие фильмы ищет: абсолютно не обращает внимание на бюджет, жанр и язык. Если фильмом можно заинтересовать хоть какую-то живую аудиторию – значит, мы подумаем о сделке.
Соцсети: если картина нравится компании, она сама займется ее раскруткой в соцсетях.
Фестивали: «большая четверка» – Sundance, Toronto, Cannes и Berlin. Также дистрибьютор покупает ленты на SXSW и Tribeca и в целом ищет «жемчужины» на фестивалях по всему миру.
Сколько работников в штате: 25.
Запросы: от агентств и знакомых постановщиков, но обращает внимание и на e-mail’ы, если написано коротко и по делу.
Недавние релизы: линейка доков на 2019 год выглядит так: «The Biggest Little Farm», «Apollo 11» и «Amazing Grace».
Passion River
История: на рынке – 20 лет.
Релизы (в год): порядка 65.
Виды релизов: около 60 – «цифра», домашнее видео и образовательные фильмы, 4–6 – для проката.
Срок действия прав: 1–5 лет.
Какие фильмы ищет: доки с потенциалом многократного просмотра (здоровье, питание, образ жизни). Для игровых картин значение имеют хорошо поданная история и звездные актеры.
Соцсети: 100% да. Важная оговорка: никому не нужны группы с выхолощенными отчетами с фестов, о которых хочется зевать. Другое дело – группы, создатели которых провоцируют живое обсуждению и вовлекают подписчиков. Живую вовлеченность сымитировать трудно.
Фестивали: Cannes, TIFF, Sundance, SXSW, Tribeca, Fantastic Fest, IDFA, Hot Docs, Sheffield Doc Fest, DOC NYC и многие другие.
Сколько работников в штате: 15.
Недавние релизы: док «Late Life».
Проанализировав ответы своих собеседников, Лиз Манашил обратила внимание на следующие закономерности.
1. Дистрибьюторы обычно покупают права на 10–15 лет. Это очень много. Особенно с учетом того, что в мире постоянно тестируются новые модели распространения.
2. Дистрибьюторы редко принимают во внимание количество подписчиков в соцсетях, заключая сделку. По мнению же Лиз, присутствие в соцсетях имеет громадное значение – по крайней мере, можно сказать, что режиссер сколотил вокруг своей работы лояльное сообщество, на которое легко опереться при распространении фильма.
3. Дистрибьюторы посещают одни и те же фестивали и не стремятся расширить кругозор.
4. Стратегии распространения и территориальные амбиции у большинства дистрибьюторов похожи и ограничены локальным рынком.
5. Как правило, дистрибьюторы полагаются на агентства, фестивальные жюри и рекомендации знакомых при подборе фильмов. «Холодные» обращения редко достигают цели. А самое интересное – порой дистрибьюторы даже не смотрят фильм целиком, полностью доверяя мнению какого-нибудь агента.