Марианна Яровская: эксперименты в кино только начинаются
Марианна Яровская - кинодокументалист с огромным опытом. После окончания МГУ она работала на телевидении и радио в Москве, затем в команде Леонида Парфенова на НТВ занималась работой над проектом "Намедни". После переезда в Соединенные Штаты, Марианна училась в школе киноискусств Университета Южной Калифорнии в Лос Анжелесе, работала над различными кинопроектами в NASA, Greenpeace, National Geographic, Discovery и History Channel в качестве исследователя, с режиссерами такого уровня как Вернер Херцог и Рон Фрике. Документальный фильм "Неудобная правда" снятый Дэвисом Гуггенхаймом, при производстве которого Марианна руководила исследовательским отделом, получил Оскар в 2006 году как лучший полнометражный документальный фильм.
Позавчера был объявлен шорт лист премии Оскар, которую Американская академия кинематографических искусств и наук вручит в феврале 2019 года. В список вошёл фильм Марианны "Женщины Гулага", основанный на интервью с живыми свидетелями событий, женщинами-заключенными. Об этом и не только об этом режиссер любезно согласилась побеседовать с нами.
Марианна, начнем, конечно, с попадания в шорт-лист, с чем нельзя не поздравить и не пожелать успеха. Но кажется вопросы про "ожидания" - самые бессмысленные ever. Поэтому давайте в практическую плоскость: сложно подготовить документы к фильму на то, чтобы фильм взяли в рассмотрение, квалифицировать фильм для Академии? Что для этого нужно сделать?
Квалифицировать фильм сложно, да. Нужно выиграть главный приз в одном из фестивале относящихся к "Oscar qualifying festivals" (фестивали, квалифицирующие на премию Оскар), или в течение недели показать фильм в одном из кинотеатров в Лос Анджелесе или Нью Йорке (их список тоже определен Академией) . Это для короткометражных фильмов. С полнометражными даже еще сложнее – там, кажется, должна быть обязательно опубликована рецензия в Лос-Анджелес Таймз или в Нью-Йорк Таймз. Все эти правила подробно описаны на сайте Киноакадемии, их любой может прочитать. Но кажется основное я перечислила.
Спасибо. Я не видел ваш фильм, поэтому вопросы могут показаться глупыми, но все же - где вам доводилось снимать? Какое место оставило самое гнетущее впечатление? А самое светлое?
Мы были в Абхазии, Москве, Петербурге, конечно, в Подмосковье, в Сибири, на Урале (Каменск-Уральский, Екатеринбург.) В европейской части России было не меньше лагерей, чем в азиатской её части. Внутри главного здания МГУ был лагерь!
…Из светлых впечатлений – эти женщины пережили весь этот ужас и выжили, и живут (правда, две из героинь фильма, увы, уже ушли в мир иной). Им всем далеко за 80, некоторым было за 90 – они действительно самые последние свидетели. Тираны умерли – а они вот живут, пьют чай, поливают цветы, слушают музыку. Гнетущее впечатление оставили не места, а рассказы. Они все говорили практически одно и тоже – рассказывали одну историю. Арест и расстрел родителей, допрос, тюрьма, пересылка, лагерь, лесоповал, ссылка. Жестокость, избиения, это все оставило самое гнетущее впечатление.
Да, представляю, доводилось видеть интервью, и эти рисованные книги, чудовищные (“Тетради Евросиньи Керсновской"). Правда, в голове не укладывается как люди могут уничтожать себе подобных, причем своих же. Как важно, что мы можем сохранить об этом память. Есть ли у Вас какой-то совет, или может даже "чек-лист", как готовится к съемке и как снимать очень пожилого человека? Я много раз сталкивался с тем, что пожилых людей куда сложнее "разговорить", да и вообще люди перед камерой становятся гораздо более скованными и менее искренними? А ведь с учетом возраста, это действительно может быть последний шанс сохранить их воспоминания...
У меня было несколько русских очень талантливых операторов. Ирина Шаталова, Сергей Амирджанов, Константин Постников. Ирина вообще мастер съемок Cinéma vérité. Она, например, снимала “Срок”. Очень талантливая. Я рада была, что не привезла американских операторов – меньше дистанции между героинями и камерой, во всех смыслах. С американцами они так бы не говорили. Они очень близко ставили камеру, это были “extreme close ups” (экстремально крупные планы - ПК), и мне кажется это сработало. Монтажеры потом удивлялись – особенно американские – это необычный стиль съемок. Он понравился. А героини были естественными. Мы с ними проводили много времени, чай пили, и еще есть такой трюк – посадить человека на стул, поставить свет - и дать ему выговориться (они все хотели говорить) – а потом начать настоящую съемку, когда пройдет эта скованность, когда люди привыкнут к камере – когда начнется настоящий разговор.
Но камера включена с самого начала, как свет поставили, или все есть какой-то "мотор" условный?
Нет конечно, включали - выключали, по обстоятельствам. Жизнь в кадре… И некоторые интервью получились последними в жизни.
А в обновленном музее Гулага в Москве уже были? Он только что, на этой неделе, открылся с новой постоянной экспозицией.
Когда мы начинали этот проект, музей был небольшим деревянным зданием с небольшой выставкой – карты, фильм BBC 90-х годов играющий без перерыва, хороший фильм но 90-х, и на английском, с субтитрами. Но три года назад открылся новый музей, и я была очень рада, что он открылся. Мы поговорили с директором Музея Романом Романовым, и они как раз организовывали экспедицию в лагеря Дальстроя, где десять лет сидела наша героиня. Это была невероятная и сложная и по финансам, и по организации экспедиция, и они очень нам помогли, мы тесно сотрудничали с ними. Это замечательно, что наконец есть этот музей, мы надеемся, когда время придет, показать наш фильм и в этом музее.
(Небольшой фрагмент фильма "Женщины Гулага" можно посмотреть по этой ссылке - ПК)
Возвращаясь к пожилым людям. Новый фильм Херцога о Горбачеве, Вы его уже видели? Правда говорят, что экс-президент там выглядит весьма печально в смысле интеллектуального состояния? А то, что маэстро не удалось добиться сильной эмоции - тоже правда?
Пока не видела, к сожалению. Фильм о Горбачеве — это была идея и мечта многих, и вот Херцогу удалось осуществить. Мне кажется, что чем больше фильмов будет — тем лучше. Хватило бы им здоровья... Я слышала, что, возможно, Херцог больше не сможет делать кино, очень надеюсь что это не так.
А о Горбачеве нужен российский фильм, не только европейские, немецкие или американские фильмы.
Ну, был же прекрасный фильм Манского, откуда Херцог в итоге взял даже одну из самых эмоциональных сцен. Но правда, да, ему уже 17 лет.
Да. В наши дни сделанный фильм был бы другим, и российский режиссер по-другому бы его снял. Горбачев все-таки участвовал в жизни современной России, и в последние годы, в сильно меняющейся ситуации. Это был бы другой фильм, не похожий на фильмы Манского, Херцога.
Вы же наверняка в архивах работали много? Смотрели что из материалов по Гулагу есть в РГАКФД? Вообще какой из киноархивов, в которых вам доводилось бывать удобнее всего в работе? А интереснее всего?
Архивы это вообще мой хлеб - я зарабатываю на жизнь в Голливуде тем что часто делаю research - и работала над тремя фильмами, которые получили Оскар! "Неудобная Правда Гора", "Последние Дни во Вьетнаме" (там была номинация), и "Киндертранспрорт" - и все эти фильмы были основаны как раз на архивах - без них не было бы ничего - фильм Гора это вообще, по сути, гламурная презентация в power point - самая гламурная, которую я когда-либо видела в своей жизни.
Я конечно была в РГАКФД и в архивах “Мемориала”, и в Калифорнии, в Гуверовском архиве. “Гувер” - самый большой частный архив в мире - и второй по величине после РГАКФД архив по истории Революции, Гулага и Холодной войны. Ельцин еще передал архивы в Гувер в 90-х, и в то время, когда в России архивы стали потихоньку не такими доступными, как раньше (это произошло не так давно) — в Гувере они открыты всем. Анн Аппельбаум писала там свою Пулитцеровскую книгу "Гулаг." Первые материалы о наших героинях, Фёкле, Адиль, мы начали смотреть как раз в Гувере, а потом конечно я пошла и в Госархив и в “Мемориал”.
Проблема с архивами, особенно про Гулаг, в том, что все материалы и документы хладнокровно уничтожались, как сжигались и некоторые лагерные поселения целиком. Никто же из них музеев делать не собирался. Уничтожались все свидетельства. Это было преступлением, и все следы были спрятаны. Нет никаких серьезных видео в архивах, таких, как, скажем, были в немецких концлагерях, где нацисты снимали свои пытки "для истории" или "для науки". У нас есть только рисунки, записки и письма заключенных, есть свидетельства, и есть пара-тройка пропагандистских фильмов — "вот, посмотрите, мы перевоспитываем врагов народа". Это было преступление.
Да, увы. Причем, судя по истории с "Пермью-36" у него есть вдохновенные продолжатели.
Меня поразило, что страна - в руинах этих лагерей, а где не руины - там эти лагеря по-прежнему действуют, ничего не изменилось - мы были и в Мордовии например, хотя Мордовские съемки не вошли в фильм - там просто километрами вышки и колючие проволоки действующих лагерей. И ни одного музея, кроме “Перми-36”. В европе из большинства бывших фашистских лагерей сделали музеи, в назидание потомкам. Почему этого не произошло в России?
А принципиально в Гуверовском архиве, все также как в РГАКФДе? Заказал по карточкам катушки, просмотровый стол, зацепил, перемотал, заложил закладочкой? Или уже все в цифре?
В Гуверовском архиве есть и просмотровый стол, есть оцифрованные материалы, есть неоцифрованные, есть кассеты, фильмы, любые носители. Оцифровано далеко не все. Я смотрела только на письменные архивы, мемуары. Потом, разыскивая авторов, нашла именно тех женщин, интервью с которыми вошли в фильм.
Ваш фильм «Святые Рыцари» так и не показали в России. Как вам кажется почему?
Я знаю почему.
Мы снимали снайперов, которые потом ушли в религию, в результате всех этих войн. Один наш герой прошел четыре войны: Афганистан, две Чеченские, Таджикистан. И стал потом священником в одной известной церкви. Ряса, а под рясой — военная форма и кобура. Очки черные - сетчатку повредил когда целился. Другой — ушел в Ислам. Еще один, командовал батальоном в Чечне — стал шаманом... Мусульманин признался мне, что они все это рассказывают нам, потому что фильм — американский. Если, мол, хотим показать в России или, говорят, затемняйте наши лица, или мы вас найдем. Мы обещали, что в России не покажем. Ну и сдержали обещание.
Фантастика.
Идея фильма была в том, что на передовой атеистов не бывает. И наш герой, снайпер-священник, говорил: "А армия и религия — близнецы-братья, там служба и там служба, там жалование и там жалование, и там надо спину гнуть перед вышестоящим, и там".
Меня эти сравнения, эта философия поразила. Мне очень захотелось сделать этот фильм, меня тогда интересовала тема войны и религии. Я вообще люблю браться за большие темы. Если уж тратить годы на фильм — надо мыслить глобально, и планку брать самую высокую.
Вы же работали и над “Самсарой” Рона Фрике? Расскажите, что пришлось делать там? Вообще, вот такие эпические "видовые" полотна — Вы сами хотели бы такое снимать?
Я делала для него как раз research. Режиссер мне говорил - найди мне какой-нибудь кадр, какую-нибудь разработку руды в африке с людьми, чтобы все это выглядело как муравейник. И я искала, где такое можно было бы снять. Или производство автомобилей в Мексике, или массовое производство оружия в Техасе — найти кадры, чтобы потом Рон мог бы поехать и снять по-настоящему, он же снимал на 70мм (70-ти миллиметровая пленка - ПК).
Это все таки еще документалистика, или уже совсем ландшафтная фотография?
Нет, почему, “a picture is worth a thousand words”, англичане говорят. Картинка стоит тысячи слов. Это тоже кино.
Как вы это ищете? Есть ли хотя бы какой-то общий шаблон приблизительный? Гугл-earth? Гугл-фото? Звонки бильдредакторам National Geographic?
Секрет.
Справедливо.
Ну это ноу-хау этой профессии.
Хорошо, попробую переформулировать так: если в эту профессию идти из какой-нибудь другой - какой бэкграунд идеален? Следователь?
Журналистика. Кино.
Вы Член Международной Ассоциации Кинодокументалистов. Какие это дает возможности? Преимущества? Накладывает обязанности? Вообще деятельность ассоциации заметна рядовым ее участникам?
Я еще и член Продюсерской Гильдии США и состою в жюри отбора документальных фильмов, выбираю от продюсерской гильдии лучший фильм. Членство в ней дает возможность смотреть фильмы, претендующие на всякие номинации, в компании коллег. Тебя приглашают на приемы, круглые столы, ты же голосуешь в конце года, конкурсанты стремятся заполучить твой голос. Это такой клуб профессиональных продюсеров, хорошая штука.
Международная Ассоциация Документалистов - у них своя группа. Они поддерживают проекты документальные, помогая с продвижением, могут стать финансовыми спонсорами неигрового проекта. Я не очень активна там последние два года.
Если фильм получит номинацию, надеюсь, пригласят и в Киноакадемию. Это организация, которую я очень уважаю по многим причинам, и хочу быть принятой в этот очень закрытый клуб.
Интересно было учиться на отделении режиссуры в Школе Киноискусств Калифорнийского университета? Или это как на журфаке - больше компания, чем образование?
Это было профессиональное бизнес-образование. Когда я только поступила - а это самая старая в США киношкола - и возможно одна из самых лучших в мире - если не лучшая - нам сказали: "This is show business not show art". Мы запомнили. И еще сказали - посмотрите вокруг себя - вот именно этих людей вы будете нанимать и увольнять до конца своей жизни. Это люди, с которыми вы будете работать. Мне тогда хотелось убежать - я тогда уже была после журфака, программы Время, Намедни Парфенова, а вокруг меня сидели студенты в кепках задом наперед и джинсах. И родом они были из квадратных штатов США. Но с нами учился и сын Софии Лорен Эдоардо, который снял потом маму в своем прекрасном фильме, и многие талантливые дети. Так что джинсы — не в счет. Через несколько лет эти люди наполучали свои Эмми и Оскары, их карьеры начались как раз сейчас.
Какие главные вещи Вы заимствовали бы из Южной Калифорнии для профессионального сообщества России?
Я бы заимствовала у американцев отношение к кино- как к бизнесу. Это шоу-бизнес, не шоу арт. Профессиональную этику. Привычку вовремя платить. Сначала контракт — потом работа. Вот этому еще не научились у нас. Хотя я в Москве работала с лучшими.
А на журфаке нас лучше всего научили одному — пропаганде. Но пропаганда может быть и в хороших целях? Так донести мысль, чтобы все поняли и поверили. Главное — какую мысль и в каких целях.
А если бы вам предложили открыть свою школу в России — взялись бы?
Я на самом деле горжусь, что стала первой русской, за советские времена тоже, за 91 год (!), русской женщиной режиссером в шорт листе на Оскар. Я уверена что у российской документалистики есть и достижения, и перспективы. Школа Марины Разбежкиной, Артдокфест, клуб Докер. Я уверена, что могла бы основать свою киношколу.
Я связана с Россией и, конечно, считаю себя русской. Только что издала в Москве книгу пьес и рассказов моей мамы Марианны Яблонской "Сдаешься?!". Я люблю театр, в моей семье — три поколения актеров и режиссеров (дедушка - МХАТ и Ленфильм, мама - театр Маяковского). Мне бы хотелось поделиться своим опытом с будущими российскими документалистами.
Это необходимо — развивать в России документальное кино. Одной школы Марины Разбежкиной недостаточно. Как сказала диктор CNN Кристиан Аманпур, то, чем были раньше новости — сейчас стало документальное кино. Сейчас в мире — золотой век документалистики. Я бы хотела, чтобы он пришёл и в Россию.
Давайте блиц?
Фильм, который перевернул ваше мнение о документальном кино, заронил идею им заниматься?
Наверное "Обыкновенный Фашизм", если говорить о России. И "Fast Cheap and Out of Control" Эррола Мориса, если брать Американское кино.
Если б у вас был сверхчувствительный супермикрофон - какой звук бы вы записали?
Стук сердца младенца в утробе матери.
Книга без прочтения которой нельзя приступать к съемкам кино?
Нет такой книги - это визуальное искусство, всему можно научиться, наблюдая.
Вам предлагают снять байопик про человека по вашему выбору, обещают бюджет и оплату любого доступа к любым архивам. О ком бы снимали?
Я документалист. Я бы сразу поделила деньги на несколько проектов. Начала бы наверное с фильма про оппозиционера из 90х, женщину может быть, Новодворскую, например. Но были и другие идеи.
Самое смешное документальное кино ever?
Мне страшно нравилось "Fast Cheap and Out of Control" и еще был "Gates of Heaven", оба — Эррола Мориса. Первый про маньяков которые изучают каких-то слепых хомяков, или вырезают фигурки из деревьев - как дело жизни. Второе - про безумных богатых старушек со своим кладбищем домашних животных. Но в любой комедии есть своя оборотная, грустная сторона.
Важный вопрос, который я почему то не задал до блица: о современных технологиях. Какие из них вам интересны, но толком пока не удалось попробовать?
3D. Cнять что-нибудь в 3D, как был снят фильм “Пина” например. Такую технику, как использовалась там, я бы хотела попробовать, да.
А для виртуальной реальности интересно было бы сделать что то? Чтобы смотреть в шлеме, находясь внутри сцены?
Я думаю что да, было бы интересно. Кино - самое молодое искусство, ему чуть больше ста лет - эксперименты только начинаются. И в документалистике это особенно важно, потому что мы имеем дело с реальными людьми. Это, часто, гораздо сильнее и интереснее чем вымысел. Если правильно сделать фильм.
Беседовал Константин Бузин