+7 (495) 120 2733
КУЛЬТУРНАЯ НАВИГАЦИЯ
20.12.2018

Марианна Яровская: эксперименты в кино только начинаются

Марианна Яровская - кинодокументалист с огромным опытом. После окончания МГУ она работала на телевидении и радио в Москве, затем в команде Леонида Парфенова на НТВ занималась работой над проектом "Намедни". После переезда в Соединенные Штаты, Марианна училась в  школе киноискусств Университета Южной Калифорнии в Лос Анжелесе, работала над различными кинопроектами в NASA, Greenpeace, National Geographic, Discovery и History Channel в качестве исследователя, с режиссерами такого уровня как Вернер Херцог и Рон Фрике. Документальный фильм "Неудобная правда" снятый Дэвисом Гуггенхаймом, при производстве которого Марианна руководила исследовательским отделом, получил Оскар в 2006 году как лучший полнометражный документальный фильм.

Позавчера был объявлен шорт лист премии Оскар, которую Американская академия кинематографических искусств и наук вручит в феврале 2019 года. В список вошёл фильм Марианны "Женщины Гулага", основанный на интервью с живыми свидетелями событий, женщинами-заключенными.  Об этом и не только об этом режиссер любезно согласилась побеседовать с нами.

Марианна Яровская: эксперименты в кино только начинаются

Марианна, начнем, конечно, с попадания в шорт-лист, с чем нельзя не поздравить и не пожелать успеха. Но кажется вопросы про "ожидания" - самые бессмысленные ever. Поэтому давайте в практическую плоскость: сложно подготовить документы к фильму на то, чтобы фильм взяли в рассмотрение, квалифицировать фильм для Академии? Что для этого нужно сделать?

Квалифицировать фильм сложно, да. Нужно выиграть главный приз в одном из фестивале относящихся к "Oscar qualifying festivals" (фестивали, квалифицирующие на премию Оскар),  или в течение недели показать фильм в одном из кинотеатров в Лос Анджелесе или Нью Йорке (их список тоже определен Академией) . Это для короткометражных фильмов. С полнометражными даже еще сложнее – там, кажется, должна быть обязательно опубликована рецензия в Лос-Анджелес Таймз или в Нью-Йорк Таймз. Все эти правила подробно описаны на сайте Киноакадемии, их любой может прочитать. Но кажется основное я перечислила.

Спасибо. Я не видел ваш фильм, поэтому вопросы могут показаться глупыми, но все же - где вам доводилось снимать? Какое место оставило самое гнетущее впечатление? А самое светлое?  

Мы были в Абхазии, Москве, Петербурге, конечно, в Подмосковье, в Сибири, на Урале (Каменск-Уральский, Екатеринбург.) В европейской части России было не меньше лагерей, чем в азиатской её части. Внутри главного здания МГУ был лагерь!

…Из светлых впечатлений – эти женщины пережили весь этот ужас и выжили, и живут (правда, две из героинь фильма, увы, уже ушли в мир иной). Им всем далеко за 80, некоторым было за 90 – они действительно самые последние свидетели. Тираны умерли – а они вот живут, пьют чай, поливают цветы, слушают музыку. Гнетущее впечатление оставили не места, а рассказы. Они все говорили практически одно и тоже – рассказывали одну историю. Арест и расстрел родителей, допрос, тюрьма, пересылка, лагерь, лесоповал, ссылка. Жестокость, избиения, это все оставило самое гнетущее впечатление.

Марианна Вера Яровская на съемках "Женщин Гулага", фото из личного архива


Да, представляю, доводилось видеть интервью, и эти рисованные книги, чудовищные (“Тетради Евросиньи Керсновской"). Правда, в голове не укладывается как люди могут уничтожать себе подобных, причем своих же. Как важно, что мы можем сохранить об этом память.  Есть ли у Вас какой-то совет, или может даже "чек-лист", как готовится к съемке и как снимать очень пожилого человека? Я много раз сталкивался с тем, что пожилых людей куда сложнее "разговорить", да и вообще люди перед камерой становятся гораздо более скованными и менее искренними? А ведь с учетом возраста, это действительно может быть последний шанс сохранить их воспоминания...

У меня было несколько русских очень талантливых операторов. Ирина Шаталова, Сергей Амирджанов, Константин Постников. Ирина вообще мастер съемок Cinéma vérité. Она, например, снимала “Срок”. Очень талантливая. Я рада была, что не привезла американских операторов – меньше дистанции между героинями и камерой, во всех смыслах. С американцами они так бы не говорили. Они очень близко ставили камеру, это были “extreme close ups” (экстремально крупные планы - ПК), и мне кажется это сработало. Монтажеры потом удивлялись – особенно американские – это необычный стиль съемок. Он понравился. А героини были естественными. Мы с ними проводили много времени, чай пили, и еще есть такой трюк – посадить человека на стул, поставить свет - и дать ему выговориться (они все хотели говорить) – а потом начать настоящую съемку, когда пройдет эта скованность, когда люди привыкнут к камере – когда начнется настоящий разговор.

Но камера включена с самого начала, как свет поставили, или все есть какой-то "мотор" условный?

Нет конечно, включали - выключали, по обстоятельствам. Жизнь в кадре… И некоторые интервью получились последними в жизни.

Марианна Вера Яровская на съемках "Женщин Гулага", фото из личного архива


А  в обновленном музее Гулага в Москве уже были? Он только что, на этой неделе,  открылся с новой постоянной экспозицией.

Когда мы начинали этот проект, музей был небольшим деревянным зданием с небольшой выставкой – карты, фильм BBC 90-х годов играющий без перерыва, хороший фильм но 90-х, и на английском, с субтитрами. Но три года назад открылся новый музей, и я была очень рада, что он открылся. Мы поговорили с директором Музея Романом Романовым, и они как раз организовывали экспедицию в лагеря Дальстроя, где десять лет сидела наша героиня. Это была невероятная и сложная и по финансам, и по организации экспедиция, и они очень нам помогли, мы тесно сотрудничали с ними. Это замечательно, что наконец есть этот музей, мы надеемся, когда время придет, показать наш фильм и в этом музее.

(Небольшой фрагмент фильма "Женщины Гулага" можно посмотреть по этой ссылке - ПК)

Возвращаясь к пожилым людям. Новый фильм Херцога о Горбачеве, Вы его уже видели? Правда говорят, что экс-президент там выглядит весьма печально в смысле интеллектуального состояния? А то, что маэстро не удалось добиться сильной эмоции - тоже правда?

Пока не видела, к сожалению. Фильм о Горбачеве — это была идея и мечта многих, и вот Херцогу удалось осуществить. Мне кажется, что чем больше фильмов будет —  тем лучше. Хватило бы им здоровья... Я слышала, что, возможно, Херцог больше не сможет делать кино, очень надеюсь что это не так.

А о Горбачеве нужен российский фильм, не только европейские, немецкие или американские фильмы.

Ну, был же прекрасный фильм Манского, откуда Херцог в итоге взял даже одну из самых эмоциональных сцен. Но правда, да, ему уже 17 лет.

Да.  В наши дни сделанный фильм был бы другим, и российский режиссер по-другому бы его снял. Горбачев все-таки участвовал в жизни современной России, и в последние годы, в сильно меняющейся ситуации. Это был бы другой фильм, не похожий на фильмы Манского, Херцога.

Вы же наверняка в архивах работали много?  Смотрели что из материалов по Гулагу есть в РГАКФД? Вообще какой из киноархивов, в которых вам доводилось бывать удобнее всего в работе? А интереснее всего?

Архивы это вообще мой хлеб - я зарабатываю на жизнь в Голливуде тем что часто делаю research - и работала над тремя фильмами, которые получили Оскар! "Неудобная Правда Гора", "Последние Дни во Вьетнаме" (там была номинация), и "Киндертранспрорт" - и все эти фильмы были основаны как раз на архивах - без них не было бы ничего - фильм Гора это вообще, по сути, гламурная презентация в power point - самая гламурная, которую я когда-либо видела в своей жизни.

Я конечно была в РГАКФД и в архивах “Мемориала”, и в Калифорнии, в Гуверовском архиве. “Гувер” - самый большой частный архив в мире - и второй по величине после РГАКФД архив по истории Революции, Гулага и Холодной войны. Ельцин еще передал архивы в Гувер в 90-х, и в то время, когда в России архивы стали потихоньку не такими доступными, как раньше (это произошло не так давно) — в Гувере они открыты всем. Анн Аппельбаум писала там свою Пулитцеровскую книгу "Гулаг." Первые материалы о наших героинях, Фёкле, Адиль, мы начали смотреть как раз в Гувере, а потом конечно я пошла и в Госархив и в “Мемориал”.

Проблема с архивами, особенно про Гулаг, в том, что все материалы и документы хладнокровно уничтожались, как сжигались и некоторые лагерные поселения  целиком. Никто же из них музеев делать не собирался. Уничтожались все свидетельства. Это было преступлением, и все следы были спрятаны. Нет никаких серьезных видео в архивах, таких, как, скажем, были в немецких концлагерях, где нацисты снимали свои пытки "для истории" или "для науки". У нас есть только рисунки, записки и письма заключенных, есть свидетельства, и есть пара-тройка пропагандистских фильмов — "вот, посмотрите, мы перевоспитываем врагов народа". Это было преступление.

Да, увы. Причем, судя по истории с "Пермью-36" у него есть вдохновенные продолжатели.

Меня поразило, что страна - в руинах этих лагерей, а где не руины - там эти лагеря по-прежнему действуют, ничего не изменилось - мы были и в Мордовии например, хотя Мордовские съемки не вошли в фильм - там просто километрами вышки и колючие проволоки действующих лагерей. И ни одного музея, кроме “Перми-36”. В европе из большинства бывших фашистских лагерей сделали музеи, в назидание потомкам. Почему этого не произошло в России?

А принципиально в Гуверовском архиве, все также как в РГАКФДе? Заказал по карточкам катушки, просмотровый стол, зацепил, перемотал, заложил закладочкой? Или уже все в цифре?

В Гуверовском архиве есть и просмотровый стол, есть оцифрованные материалы, есть неоцифрованные, есть кассеты, фильмы, любые носители. Оцифровано далеко не все. Я смотрела только на письменные архивы, мемуары. Потом, разыскивая авторов, нашла именно тех женщин, интервью с которыми вошли в фильм.  

Марианна Вера Яровская, фото из личного архива


Ваш фильм «Святые Рыцари» так и не показали в России. Как вам кажется почему?

Я знаю почему.

Мы снимали снайперов, которые потом ушли в религию, в результате всех этих войн. Один наш герой прошел четыре войны: Афганистан, две Чеченские, Таджикистан. И стал потом священником в одной известной церкви. Ряса, а под рясой — военная форма и кобура. Очки черные - сетчатку повредил когда целился. Другой — ушел в Ислам. Еще один, командовал батальоном в Чечне — стал шаманом... Мусульманин признался мне, что они все это рассказывают нам, потому что фильм — американский. Если, мол, хотим показать в России или, говорят, затемняйте наши лица, или мы вас найдем. Мы обещали, что в России не покажем. Ну и сдержали обещание.

Фантастика.

Идея фильма была в том, что на передовой атеистов не бывает. И наш герой, снайпер-священник, говорил: "А армия и религия — близнецы-братья, там служба и там служба, там жалование и там жалование, и там надо спину гнуть перед вышестоящим, и там". 

Меня эти сравнения, эта философия поразила. Мне очень захотелось сделать этот фильм, меня тогда интересовала тема войны и религии. Я вообще люблю браться за большие темы.  Если уж тратить годы на фильм — надо мыслить глобально, и планку брать самую высокую.

Вы же работали и над “Самсарой” Рона Фрике?  Расскажите, что пришлось делать там? Вообще, вот такие эпические "видовые" полотна — Вы сами хотели бы такое снимать?

Я делала для него как раз research. Режиссер мне говорил - найди мне какой-нибудь кадр, какую-нибудь разработку руды в африке с людьми, чтобы все это выглядело как муравейник. И я искала, где такое можно было бы снять. Или производство автомобилей в Мексике, или массовое производство оружия в Техасе —  найти кадры, чтобы потом Рон мог бы поехать и снять по-настоящему, он же снимал на 70мм (70-ти миллиметровая пленка - ПК).

Это все таки еще документалистика, или уже совсем ландшафтная фотография?

Нет, почему, “a picture is worth a thousand words”, англичане говорят. Картинка стоит тысячи слов. Это тоже кино.

Как вы это ищете? Есть ли хотя бы какой-то общий шаблон приблизительный? Гугл-earth? Гугл-фото? Звонки бильдредакторам National Geographic?

Секрет.

Справедливо.

Ну это ноу-хау этой профессии.

Хорошо, попробую переформулировать так: если в эту профессию идти из какой-нибудь другой - какой бэкграунд идеален? Следователь?

Журналистика.  Кино.

Вы Член Международной Ассоциации Кинодокументалистов. Какие это дает возможности? Преимущества? Накладывает обязанности? Вообще деятельность ассоциации заметна рядовым ее участникам?

Я еще и член Продюсерской Гильдии США и состою в жюри отбора документальных фильмов, выбираю от продюсерской гильдии лучший фильм. Членство в ней дает возможность смотреть фильмы, претендующие на всякие номинации, в компании коллег. Тебя приглашают на приемы, круглые столы, ты же голосуешь в конце года, конкурсанты стремятся заполучить твой голос. Это такой клуб профессиональных продюсеров, хорошая штука.

Международная Ассоциация Документалистов - у них своя группа. Они поддерживают проекты документальные, помогая с продвижением,  могут стать финансовыми спонсорами неигрового проекта. Я не очень активна там последние два года.

Если фильм получит номинацию, надеюсь, пригласят и в Киноакадемию. Это  организация, которую я очень уважаю по многим причинам, и хочу быть принятой в этот очень закрытый клуб.

Интересно было учиться на отделении режиссуры в Школе Киноискусств Калифорнийского университета? Или это как на журфаке - больше компания, чем образование?  

Это было профессиональное бизнес-образование. Когда я только поступила - а это самая старая в США киношкола - и возможно одна из самых лучших в мире - если не лучшая - нам сказали: "This is show business not show art". Мы запомнили. И еще сказали - посмотрите вокруг себя - вот именно этих людей вы будете нанимать и увольнять до конца своей жизни. Это люди, с которыми вы будете работать. Мне тогда хотелось убежать - я тогда уже была после журфака, программы Время, Намедни Парфенова, а вокруг меня сидели студенты в кепках задом наперед и джинсах. И родом они были из квадратных штатов США. Но с нами учился и сын Софии Лорен Эдоардо, который снял потом маму в своем прекрасном фильме, и многие талантливые дети. Так что джинсы — не в счет. Через несколько лет эти люди наполучали свои Эмми и Оскары, их карьеры начались как раз сейчас.

Какие главные вещи Вы заимствовали бы из Южной Калифорнии для профессионального сообщества России?

Я бы заимствовала у американцев отношение к кино- как к бизнесу. Это шоу-бизнес, не шоу арт. Профессиональную этику. Привычку вовремя платить. Сначала контракт — потом работа. Вот этому еще не научились у нас. Хотя я в Москве работала с лучшими.

А на журфаке нас лучше всего научили одному — пропаганде. Но пропаганда может быть и в хороших целях? Так донести мысль, чтобы все поняли и поверили. Главное — какую мысль и в каких целях.

А если бы вам предложили открыть свою школу в России — взялись бы?

Я на самом деле горжусь, что стала первой русской, за советские времена тоже, за 91 год (!), русской женщиной режиссером в шорт листе на Оскар. Я уверена что у российской документалистики есть и достижения, и перспективы. Школа Марины Разбежкиной, Артдокфест, клуб Докер. Я уверена, что могла бы основать свою киношколу.

Я связана с Россией и, конечно, считаю себя русской. Только что издала в Москве книгу пьес и рассказов моей мамы Марианны Яблонской "Сдаешься?!". Я люблю театр, в моей семье — три поколения актеров и режиссеров (дедушка - МХАТ и Ленфильм, мама - театр Маяковского). Мне бы хотелось поделиться своим опытом с будущими российскими документалистами.

Это необходимо — развивать в России документальное кино. Одной школы Марины Разбежкиной недостаточно. Как сказала диктор CNN Кристиан Аманпур, то, чем были раньше новости — сейчас стало документальное кино. Сейчас в мире — золотой век документалистики. Я бы хотела, чтобы он пришёл и в Россию.

Давайте блиц?

Фильм, который перевернул ваше мнение о документальном кино, заронил идею им заниматься?

Наверное "Обыкновенный Фашизм", если говорить о России. И "Fast Cheap and Out of Control" Эррола Мориса, если брать Американское кино.

Если б у вас был сверхчувствительный супермикрофон - какой звук бы вы записали?

Стук сердца младенца в утробе матери.

Книга без прочтения которой нельзя приступать к съемкам кино?

Нет такой книги - это визуальное искусство, всему можно научиться, наблюдая.

Вам предлагают снять байопик про человека по вашему выбору, обещают бюджет и оплату любого доступа к любым архивам. О ком бы снимали?

Я документалист. Я бы сразу поделила деньги на несколько проектов. Начала бы наверное с фильма про оппозиционера из 90х, женщину может быть, Новодворскую, например. Но были и другие идеи.

Самое смешное документальное кино ever?

Мне страшно нравилось "Fast Cheap and Out of Control" и еще был "Gates of Heaven",  оба — Эррола Мориса. Первый про маньяков которые изучают каких-то слепых хомяков, или вырезают фигурки из деревьев - как дело жизни. Второе - про безумных богатых старушек со своим кладбищем домашних животных. Но в любой комедии есть своя оборотная, грустная сторона.

Важный вопрос, который я почему то не задал до блица: о современных технологиях. Какие из них вам интересны, но толком пока не удалось попробовать?

3D. Cнять что-нибудь в 3D, как был снят фильм Пина” например. Такую технику, как использовалась там, я бы хотела попробовать, да.

А для виртуальной реальности интересно было бы сделать что то? Чтобы смотреть в шлеме, находясь внутри сцены?

Я думаю что да, было бы интересно. Кино - самое молодое искусство, ему чуть больше ста лет - эксперименты только начинаются. И в документалистике это особенно важно, потому что мы имеем дело с реальными людьми. Это, часто, гораздо сильнее и интереснее чем вымысел. Если правильно сделать фильм.


Беседовал Константин Бузин