КУЛЬТУРНАЯ НАВИГАЦИЯ
23.12.2018

Ошеломляющие неигровые фильмы о футболе. Начало.

Уходящий год однозначно стал невероятно плотным и насыщенным для тех, кто любит футбол. Жаркий плей-офф и огненный финальный матч Лиги Чемпионов, основание и первые туры Лиги Наций, и, наконец, Чемпионат мира в России, закрутивший всю страну в шумном футбольном карнавале. Для тех, кто хочет немного продлить ощущение фантастического футбольного праздника, наш автор Ярослав Гефнер предлагает подборку документальных картин, великолепно сделанных, невероятных по накалу, и раскрывающих тему человеческой страсти к этому спорту.
Ошеломляющие неигровые фильмы о футболе. Начало.

Конечно миллионы поклонников футбола ждут его именно ради самой игры. Однако, сильнейшие драмы разыгрываются и за пределами стадиона. В нашей подборке мы не стали коллекционировать стандартные байопики о спортсменах-звездах, а сконцентрировались на неоднозначных фигурах и необычных аспектах спорта. Худшая команда в мире, прервавшая череду поражений, чемпионат мира среди бездомных, атлеты из Северной Кореи и многое другое – интересно будет даже тем,  кто от футбола далёк.


«Марадона» (2008)

Режиссер: Эмир Кустурица. Производство: Испания, Франция.

В 1982 году Аргентина проиграла Великобритании войну за Мальвинские острова. В 1986-м она взяла реванш на футбольном поле.

Вокруг этих событий сконцентрировано основное действо документальной ленты Эмира Кустурицы. Он ищет ответ на вопрос: «Как могла страна с огромным внешним долгом взять верх над ведущей державой?»

Кустурица неспроста выбрал в качестве героя картины Диего Марадону. Аргентинский нападающий, как и балканский режиссер, известен крутым нравом и скандальными высказываниями. Кустурица видит в Марадоне не только жертву наркотиков и «парня из рекламы спагетти», но «человека с душой революционера». Татуировки Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро на теле спортсмена – отнюдь не показуха.

Марадону можно одновременно любить и ненавидеть – вот к чему подводит Кустурица. Любить – за «гол столетия», забитый англичанам в четвертьфинале Кубка мира 1986 года, ненавидеть – за «руку бога», появившуюся в том же матче. Для Марадоны этот поступок стал «оправданной хитростью» против британцев. «Рука бога» сыграла важную роль и в памятном матче ЧМ-1990 между Аргентиной и СССР – тогда Диего на глазах у судьи вынес мяч из ворот запрещенным приемом. Однако свисток не прозвучал.

В ленте Кустурицы нет выраженной хронологии. Сбивчивый рассказ сопровождается небрежной съемкой. Быть папарацци именитый постановщик не хотел, но и поговорить с Марадоной толком не вышло. Тот слишком занят – то поддерживает политическую кампанию «Stop Bush», то гостит на Кубе у Кастро.

Тем не менее, съемочной группе удалось побывать с Марадоной в Фиорито (место его рождения) и Неаполе (лучшие годы атлет провел в итальянской команде). Кустурица даже завез аргентинца в Белград, попутно продемонстрировав руины, оставшиеся немым памятником бомбардировок НАТО.

Любопытный момент – Кустурица наполнил документалку кадрами из своих художественных фильмов и отсылками к ним. «Помнишь ли ты Долли Белл?», «Черная кошка, белый кот», «Андеграунд»… Он ищет связи между своим творчеством и карьерой Марадоны. Видно, что режиссер восторгается объектом изучения.

Без традиционных для серба комедийных вкраплений не обошлось. Правда, на сей раз ему не пришлось ничего придумывать – он просто запечатлел на камеру «обряды» шутливой церкви Марадоны.

Трейлер:



«Два Эскобара» (2010)

Режиссеры: Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист. Производство: США, Колумбия.

«Два Эскобара» – один из эпизодов цикла «30 for 30» (30 памятных событий за 30 лет) канала ESPN. Фильм рассказывает о двух знаковых для Колумбии носителях фамилии Эскобар – Пабло и Андресе. Первый – кокаиновый барон, глава картеля Медельина, второй – футболист, капитан национальной сборной.

Противопоставление только кажется надуманным. Создатели ленты показали связь между резким взлетом колумбийского футбола в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и местным наркобизнесом. Преступники, чтобы отмывать деньги, стали спонсировать футбольные клубы. Так, картель Кали взял под свою опеку «Америку», а картель Медельина – «Атлетико Насьональ». Отмывка денег производилась через трансферы, продажу билетов и ставки. Пабло пытался слегка очистить свой бизнес перед налоговой, ведь он присутствовал в списке миллиардеров Forbes.

Перипетии жизни Пабло Эскобара довольно точно отражены в сериале «Нарко» от Netflix. Для документалки же Джефф и Майкл Цимбалисты, не стесненные бюджетом, записали интервью с родственниками наркобарона и его бывшими подельниками. Постановщики обращают внимание, что Пабло любим простым народом, особенно в родном Медельине, где он возводил кварталы для бедных и строил футбольные поля. Правитель криминальной преисподней обожал футбол – неслучайно первой его обувью были шиповки. В шиповках же он и умер, застреленный колумбийской полицией. Случилось это в декабре 1993 года.

Полгода спустя пуля наемного убийцы настигла и Андреса Эскобара. Атлета «приговорили» за мяч, срезанный им в собственные ворота на Мундиале-1994. Именно этот гол стоил сборной выхода в плей-офф.

Об Андресе Эскобаре вспоминают бывший тренер, Франсиско Матурана, и напарники по команде, в частности, колоритный Карлос Вальдеррама. Все они приходят к выводу, что «грязные» деньги подстегнули развитие национального футбола. С одной стороны – огромный стыд. С другой – Вальдеррама и сотоварищи чувствовали, что представляют на международной арене страну, а не бандитов.

Смерть «двух Эскобаров» обозначила стремительный закат колумбийского футбола. На прежние позиции сборная вернулась только недавно – в 2014 году она неожиданно для многих прорвалась в четвертьфинал Кубка мира.

Трейлер:



«Ударь его» (2008)

Режиссеры: Сьюзэн Кох, Джефф Вернер. Производство: США.

Вспомните ли вы, когда футбол не муссировался в прессе из-за коррупции, денег, допинга, всевозможных скандалов? Если нет, вам стоит посмотреть картину «Ударь его».

Она повествует о чемпионате мира среди бездомных, устраиваемом с 2003 года организацией Homeless World Cup Foundation (базируется в Эдинбурге). В фокусе авторов – турнир 2006 года, состоявшийся в Кейптауне, ЮАР.

«Ударь его» – классический документальный фильм. В нем нет сверхъестественной иронии, свойственной Кустурице, или агрессивного монтажа, как в дорогих передачах ESPN. Да, рассказчиком выступает знаменитый голливудский актер Колин Фаррелл, но в кадре он появляется лишь на несколько минут.

Герои «Ударь его» – люди с тяжелой судьбой. Из Найроби, Дублина, Кабула и даже Шенкурска (Архангельская область). Единственным способом напомнить о себе обществу для них стал футбол. Параллельно создатели показывают, скажем, напряженную политическую обстановку в Афганистане и безработицу, актуальную для маленьких городков России.

В мире – порядка миллиарда бездомных. Обстоятельства сложились так, что у них ничего не осталось. Кроме игры. «Футбол у тебя никто не заберет», – говорит один из героев картины.

На турнире 2006 года первенствовала Россия. К слову, на ЧМ-2006 наша сборная не попала.

«Ударь его» хорош не только остросоциальной тематикой. Авторы не бросили бездомных сразу после съемок, а поведали, как на них повлиял чемпионат. Кого-то с распростертыми объятиями встретили родственники, кто-то буквально начал жизнь заново, кто-то – ушел из нее, не справившись со старыми привычками.

Трейлер:



«Арбитры» (2009)

Режиссеры: Ив Инан, Эрик Кардот, Дэльфин Леерисе. Производство: Бельгия.

Фанаты часто обвиняют рефери в ошибках, предопределивших судьбу матча. Среди аудитории сложилось мнение, что права на ошибку у судей нет, а лучший судья – тот, кто до финального свистка остается незаметным. Что ж, документалка «Арбитры» многим раскроет глаза на закулисье непростой профессии.

Фильм ошарашивает с первых кадров. Зритель получает возможность услышать то, что во время трансляций всегда остается за кадром – переговоры главного судьи с ассистентами. Зачастую рефери принимает решение по спорной ситуации за считанные секунды. Некоторым это стоит карьеры.

В «Арбитрах» показана работа нескольких рефери на Евро-2008 (российские зрители помнят его по «бронзовому» выступлению нашей команды). Говард Уэбб, Массимо Бузакка, Петер Фрейдфельдт и некоторые другие арбитры согласились сотрудничать со съемочной группой. Судей снимали в раздевалке после матчей, записывали на громкой связи в ходе поединков, интервьюировали их родственников… Наконец, UEFA допустила документалистов на разбор спорных моментов по итогам матчей.

Картина – настоящая жемчужина для тех, кто хочет вникнуть в сложную экосистему футбола и перестать все сваливать на «продажных судей». К сожалению, постановщики немного не совладали со структурой – она рваная. На зрителя вываливается скорострельный поток эпизодов. Если вы не «в теме» – проходите мимо, иначе считать авторский замысел будет сложно.

 Трейлер:



Next Goal Wins (2014)

Режиссеры: Майк Бретт, Стив Джэмисон. Производство: Великобритания.

Сборная Американского Самоа (островное государство в Тихом океане) известна рекордной серией поражений. Катастрофических поражений – вроде 0:31 от Австралии в 2001 году.

В 2011-м команда без особого энтузиазма участвовала в Тихоокеанских играх в Новой Каледонии. В матчах со сборными Соломоновых островов, Тувалу, Гуама, Новой Каледонии и Вануату она пропустила 26 голов и завершила турнир на дне таблицы. Нужно было что-то кардинально менять…

Перемены пришли с новым тренером, голландцем Томасом Ронгеном, добившимся значительных успехов в национальном первенстве США. Резкому чужаку удалось (с боем!) расшевелить инертных островитян. Еще он привлек в команду новых спортсменов, сыгравших значимую роль в последующих успехах. Именно под руководством требовательного голландского наставника сборная Американского Самоа одержала первую победу в официальных матчах (2:1 против Тонга). В итоге ей удалось уйти с последнего места в рейтинге FIFA, которое она занимала 17 лет.

История тренера, оказавшегося в нужное время в нужном месте, – неплохая основа для хорошего фильма, но довольно типичная. Создатели держали это в уме и в довесок отразили в ленте быт островитян и то, как они приходили в себя после разрушительного цунами 2009 года. Американское Самоа – экзотическая страна, что повлияло и на футбол. К примеру, под руководством Ронгена выступал представитель фаафафине (так называемый «третий пол» в полинезийской культуре) – первый трансгендер в истории FIFA.

Трейлер: