+7 (495) 120 2755
КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА
14.12.2018

Антон Уткин: Если где прямо сейчас и можно стать Эйзенштейном, так это в VR

Антон Уткин - режиссер и сценарист, специалист по компьютерной графике, один из основатель студии Lateral Summer. В начале этого года, произведенный студией, интерактивный сериал "Такие дела" о людях живущих с ВИП-положительным статусом был назван лучшей драмой на берлинском фестивале WEBFEST. Фильм состоит из 12 эпизодов, при этом на развитие сюжета влияет выбор зрителя. Фильм стал обладателем приза в номинации лучшая драма. ПК поговорило с Антоном о высоких технологиях в кино и о кино в эпоху высоких технологий.
Антон Уткин: Если где прямо сейчас и можно стать Эйзенштейном, так это в VR

Во-первых - отличный сайт у вас, спасибо за эстетическое наслаждение. Там упомянуто кино для VR, есть ли какие-то проекты в работе? А какие-то мировые проекты-ориентиры - о которых следовало бы знать? 

Сейчас выходит мой режиссёрско-сценарный дебют под названием Kessler Effect, это получасовой фантастический VR-триллер с участием Юрия Колокольникова, Иры Старшенбаум и Никиты Еленева. Я на проекте приглашённый режиссёр. Ещё мы с соавтором работаем над «Скоростью света», это VR-проект, которую поддержала образовательная программа Венецианской биеннале. И ещё одним секретным проектом про войну. Про мировые тенденции мы недавно сделали обзор для издания "КиноТеатр"

Скриншот сцены из VR-проекта Kessler Effect


Как думаете есть ли потенциал у VR в кинодокументалистике?

VR в (кино)документалистике используется давно и хорошо. Взять хотя бы оба упомянутых в материале для КиноТеатра проекта BBC. (Проект Berlin Blitz, где играющий находится в кабине бомбардировщика, летящего 3 сентября 1943 года бомбить берлин и проект и проект Make Noise, где анимация озвучивается документальными записями воспоминаний первых суфражисток о борьбе за свои права - ПК). Разные проекты у Al Jazeera

Вообще мы с соавтором Натой сейчас пишем книгу, учебник по интерактивному сторителлингу в кино и VR, она выйдет в следующем году в «Альпине». По нашему опыту и по опыту коллег, которые тоже занимаются нарративным VR, виртуальная реальность существенно усиливает эффект присутствия и соучастия зрителя, так что если приличная часть (кино)документалистики перенесётся в VR, я не удивлюсь.


А что касается веб-сериалов - я правильно понимаю, что у них у многих, в том числе у вашего проекта "Все сложно", интерактивное сюжетное развитие, зависящее от выбора зрителя? Можно ли говорить, что это новый киноформат? Есть ли какая-нибудь наиболее "разветвленная" реализация подобного рода сюжетов сети, какой-нибудь ориентир? Известны ли вам неигровые проекты сделанные в подобном ключе?

Нет, у веб-сериалов сюжетное ветвление — скорее, исключение из правил. Наш проект первый в своём роде. Мы это выяснили на Berlin Webfest, втором по величине после Марселя фестивале вебсериалов. Оттуда привезли приз за лучшую драму. Ещё был классный ливанский проект undocumented.xyz, там можно выбрать, за кого из героев смотреть. Авторы там хотели снять кино-кино, настоящее, на документальной основе, но триллер с местными кинозвёздами — и они это сделали! И был берлинский пилот Up Up, там зрители голосуют онлайн за продолжение съёмок — такие проекты есть.


"Олдушки" - тоже сериал, который вы будете режиссировать, говорят, проект выиграл питчинг Минкульта. Про него можно чуть поподробнее? Там тоже будет какое-то инновационное решение с сюжетом?

"Олдушки" это игровой полный метр про пожилых людей. Там тоже очень интересная драматургическая конструкция (это пока секрет), но это линейная история.


Интересно. На днях "Новая" писала про то, что много снимается неигровых фильмов про старость, автор предполагает, что это некая рефлексия постоянного культа молодости в маркетинге. Думаете может такое быть?

Культ молодости это… "ну такое…". Мне уже несколько раз намекали, что я староват (как режиссёр) для определённых проектов. Классно, что «Всё сложно» был хорошо воспринят молодежью, и классно, что прямо сейчас на своём месячном курсе в ТюмГУ я легко общаюсь и дружу с совсем юными ребятами, которым 19-20. Это значит, что да, есть культ молодости, и нет, я не такой уж старпёр. А так, мне кажется, Женя Григорьев отлично же формулирует, что в гробу карманов нет, и все там будем. Старость это важная и неизбежная часть жизни, и хорошо бы, чтобы она у всех была максимально прекрасной.


А вообще - если вот представить, ну как мысленный эксперимент, что вам вдруг сообщают, что есть человек в горах Грузии, которому стукнуло 250 лет и он при этом в здравом уме. Потенциальная сенсация, конечно, но с другой стороны - никто же не поверит. Как бы вы готовились к съемкам? Как придумывали бы вопросы? Что брали бы с собой, чтобы точно не провалить интервью?

Я только что потерял близкого родственника, которому было 95. Ветеран войны, лётчик-ас, глыба, а не человек. Нашлись кое-какие письма, о которых он молчал — там хоть фильм снимай, хоть сериал. И вот я думаю, что я бы к этому двухсотпятидесятилетнему человеку поехал, но специально не готовился бы — мы бы говорили о жизни и о том, что называется human condition, о том, как быть-жить человеком. Каково это. Что он понял за четверть тысячелетия. Это мечта, а не ситуация, конечно.

А так — не думаю, что интервью с таким человеком можно провалить, если пристрастно относишься к жизни. Я — пристрастно.


Есть же ваш тезка Антон Уткин, москвич, писатель и режиссер-документалист. Бывало ли, что вас с ним путали в профессиональной среде?

Ни разу. Но я знаю, что он есть. Про режиссёра пропустил момент, думал, что он только писатель. Мы не знакомы. Не знаю, не пора ли.


Расскажете что-нибудь не конфиденциальное про планирующийся проект со спортклубом ЦСКА?

Это история андердога (проблемного спортсмена в составе команде - ПК) в спорте. Проштрафившийся футболист, любимец публики и Инстаграма, отправляется в ссылку в команду регби. Команда его перевоспитывает, он помогает команде выиграть спонсорский контракт. Мы написали основную сюжетную арку на 8 серий, может выйти забавно. Это low concept, тут важно не что, а как. Мне кажется, мы нащупали интересных героев и интересные сюжетные коллизии, интересную фактуру — она вся из жизни. Low concept истории проще всего писать и снимать на документальной базе. Выходит правдивее, честнее и смешнее.


То есть вы изучаете повороты судьбы какого-то реального футболиста? Или нескольких футболистов? Назовем их, чтобы не было никаких параллелей, инициалами К. и М.?

Нет, никаких параллелей, просто собирательный образ. Героя зовут Максим. Интереснее, что футболист будет делать, попадя в регбийную команду. Это жесткий силовой спорт со своей этической системой, ничего общего с футболом. Регбисты нам рассказали много сочных историй о том, какие ребята приходили к ним заниматься, и из каких видов спорта, и чем это заканчивалось. Это уже другой классический голливудский приём сюжетный, fish out of water. Рыба, вытащенная из воды. Герой попадает из обычного мира в непривычный ему — и зритель вместе с ним. Таким образом получается двойной сюжетный удар — история про андердога и история про чувака в чужом монастыре. Это неплохая сюжетная пружина.


А сами футболом увлекаетесь?

Ничуть. Миллионеры в шортах, пинающие кожаный шар по газону? На регби, вот, сходил, там как-то больше спорта, если честно.


Что из последних новинок в кино поразило вас больше всего?

В кино — сценарное устройство Arrival и Kidding. Первый — это кино Дени Вильнёва с Эми Адамс по сценарию Эрика Хайзерера по рассказу Теда Чана. Там литературная основа мощная, но это и безупречно устроенный сценарий, и очень сильный фильм.

Kidding это драмеди с Джимом Керри в главной роли, автор и продюсер там Дэйв Холштейн, русский зритель его любит ну допустим за Weeds. И Мишель Гондри там постановщик нескольких серий. Это тоже удивительно устроенное шоу, где нежная комедия (Керри играет телеведущего детской передачи) сталкивается с душераздирающей драмой (герой Керри медленно съезжает с катушек из-за нелепо погибшего сына).

Мне кажется, зрители наелись трансформеров и трёхмера. Я сам неплохо разбираюсь в спецэффектах и компьютерной графике в кино. И это больше не подвиг. Битва сейчас идёт за сложную сильную драматургию, за яркие образы, за интересную авторскую оптику (Birdman Иньярриту, Paterson Джармуша или Three Billboards МакДона).


А что за проклятие висит над русским кино, почему у нас если блокбастер, то он невообразимо уныл, а если независимая фестивальная жемчужина, то она, как правило про глубины тоски и безнадеги? Или это мне так везет?

Ну почему. «Статус: свободен» Руминова прекрасный же милый ромком с совершенно неожиданным финалом. Это к примеру. Или пилот «Деток»Нигины Сайфуллаевой. Я очень жду это мини-сериал.

Меня мой американский учитель Скотт Майерс учил искать (и находить) тему высказывания, обязательно, в любом проекте, который делаешь. Голливуд это делает всегда, поэтому голливудские фильмы и сериалы это групповая психотерапия, особенно в последние десятилетия. «О чём кино?» Не сюжетно, а по заложенному в героев смыслу. Мне Женя Григорьев на нескольких ярких примерах из дока это показал, и я понял — надо чётко чувствовать и понимать, о чем твоё кино. И только тогда его можно запускать в производство.

У нас в стране часто бывает, что сюжетно фильм уже придумался, а темы не нашлось. Её не нашёл сценарист. Не увидел режиссёр. Не поняли актёры. И получается как в том анекдоте про поддельные ёлочные игрушки. Вроде всё есть, но как-то не радуют.


А что, кстати, с документалистикой? Что ни англоязычная статья, то "новая эра документалистики", "нонфикшн выходит на один уровень с Голливудом по кассовым сборам". До нас доберется "новая эра"?

«Про рок» добрался, доберётся и остальное. С меня спроса никакого, я игровым кино занимаюсь. Фантазёру трудно усесться и годами всматриваться — я безмерно уважаю докеров, но сам так не умею.

Но вот что знаю. Игровое кино давно стало ярмаркой тщеславия (Инстаграм-сплетни, дорожки фестивалей класса А) и необязательным фастфудом. Сгонял в кино (в лучшем случае, в худшем — качнул в торрентах), зазырил, поржал, ок, дальше. У дока в России поклонников куда меньше, но это яростные, почти религиозные люди. Про это говорит хотя бы тот факт, что накраудфандить одну и ту же сумму на док куда проще, чем на игровой фильм. Это классно. Русские — любознательные, неравнодушные, совестливые люди.

Теперь осталось сделать док сначала модным, а затем обыденным. Как нынешний подъем благотворительности произошел: Условно говоря, каждый день у каждого россиянина один рубль списывается в один благотворительный фонд (привет, проект #рубльвдень «Таких дел»). А в конце недели этот россиянин привычно брал бы семью и шёл бы в кино на условный «Яволонтёр».  Или покупал бы его за 200 рублей на Амедиатеке, Старте, Иви и так далее. Тогда и победим.


Вопрос такой, все таки о технике, то есть совсем о технике, аппаратуре и прогрессе. Есть ли что-то о чем уже слышали, но еще не использовали, а надо бы? Шлем, дрон, HDR-камера?

Всё пробовал. Всё не то. Сейчас самое интересное — нарративный VR. Вот где мы прошедшим летом отлично упоролись. Motion capture, performance capture, лицевые риги, интерактивный сюжет. Только это не кино, конечно. Если где прямо сейчас и можно стать Эйзенштейном, так это в VR. Поэтому половина моих сил уходит в VR, пусть это пока и сплошные траты. Там сейчас можно как раз будущим и позаниматься — и это, слава богу, никакой не конкурент обычному плоскому кино.

Ирина Старшенбаум и Антон Уткин на съемках Kessler Effect[ Иллюстрация из личного архива Антона, подписанная: "Ирина Старшенбаум с лицевыми маркерами, Уткин просто слегка офигевший"


Послезавтра заканчивается прием сценарных заявок на конкурс Magic Leap, кстати, там приз - полмиллиона долларов. Участвуете?

Участвуем. Мы вдохновились фантастом Карлом Шредером (он разрешил использовать его сюжетный приём) и сдаём довольно забавную заявку на «коммунальную шпионскую игру» с таймшером и районной локализацией.


Давайте блиц.
Самый классный документальный фильм ever.
Про рок, вот без шуток.

Если б у вас был сверхчувствительный супермикрофон - какой звук бы вы записали?
Северного сияния. Он есть, я его слышал.


Книга без прочтения которой нельзя приступать к съемкам кино?

Сборник кодексов РФ. Дорогие съёмочки иначе рискуют выйти


Вам предлагают снять байопик про человека по вашему выбору, обещают бюджет и оплату любого доступа к любым архивам о ком бы снимали?
Королёв, Прокудин-Горский, Сегалович.

Место, куда нужно обязательно сгонять с камерой? Или где непременно хочется поснимать?
Нужно - в Мурманск и его окрестности летом. А хочется — тогда же, но в Исландии.